Знаменитый венский стул: как появился самый удобный предмет мебели
С виду обычный деревянный стул, а на самом деле.
И офисным работникам, и ювелирам, и рукодельницам приходится выполнять свою работу сидя. И чем удобнее их стул, тем меньше они устают. Удобная мебель у каждого своя. У одних это большое мягкое кресло, у других — офисный стул на колесиках. Но самым удобным в мире признается венский стул. Почему, сейчас расскажем.
Удобный стул — какой он?
Назвать стул удобным можно лишь в том случае, если у него правильные высота, глубина сидения и изгиб спинки. Правильная высота не создаст нагрузку на колени, суставы и нижнюю поверхность бедра сидящего, а значит, и кровообращение не нарушится. Правильная глубина не оставит спину без опоры, а значит, не появятся ни дискомфорт, ни боль. Форма правильной спинки в точности повторяет естественные изгибы позвоночника человека и тем самым снижает нагрузку на поясницу. Такого идеала сумел добиться венский краснодеревщик Михаэль Тонет.
История создания венского стула
В середине XIX века австрийские краснодеревщики заинтересовались технологией обработки дерева водяным паром. Для того чтобы деревянному изделию придать изогнутую форму, его распаривали или вымачивали в кипящей воде. Больших успехов в этом достиг житель Вены Михаэль Тонет. Сначала он научился изготавливать гнутые ножки и спинку стула, затем стал изгибать фанеру. Но скептики долгое время не хотели признавать его творения уникальными. А все потому, что ранее древесину подобным образом изгибали при строительстве кораблей.
Все изменилось, когда Михаэль представил на суд общественности свою 14-ю модель изогнутого деревянного стула, который позднее стали называть венским. И он оказался очень удобным, вопреки тому, что был изготовлен исключительно из дерева и у него не было ни мягкого сидения, ни мягкой спинки. В чем причина? Все дело в размерах.
Особенности венского стула
Венские стулья сегодня пользуются большой популярностью, купить можно модели для кухни, гостиной и даже офиса. Они продаются по высокой цене, но качество того стоит. Венский стул легкий (он весит всего лишь 3 килограмма) и невероятно прочный. Но его главные достоинства — это размеры:
высота (со спинкой) — 88 см;
высота от пола до сидения — 46 см;
глубина сидения — 41 см.
Классический дизайн и высокая эргономичность сделали творение Михаэля Тонета очень популярным. Его «спроектировали» специально для кафе, но сегодня венские стулья можно увидеть в интерьере жилых домов (кухня, гостиная, спальня) и офисов. Классический венский стул — светло-коричневый, но в продажу поступают модели и черного цвета. Кроме того, никто не мешает владельцам такого удобного предмета мебели при реставрации окрасить его, например, в белый или голубой.
Источник
История самого знаменитого стула всех времен и народов
Венский стул — один из мебельных шедевров и едва ли не идеальное сочетание формы и технологии в мебельном дизайне. Обратимся к истории, чтобы узнать, как он заслужил всеобщую любовь.
На фото:
Сложно привести еще хотя бы один пример, когда предмет мебели оставался так же популярен на протяжении столь же долгих лет, как венский стул.
Венский стул – что это?
Гнутая древесина и десяток шурупов. Венской называют мебель из гнутой под паром буковой древесины. Изобрел эту технологию в середине XIX века венский мастер Михаэль Тонет. Венский стул — гениальная по простоте и изяществу конструкция. Две дуги для спинки, объединенной с задними ножками, круг для сиденья, передние ножки и десяток случай, когда простота стала залогом успеха и долголетия.
Тонет наладил серийное производство венских стульев. Они продавались в разобранном виде и состояли из 6 деталей, которые надо было соединить при помощи шуропов. В упаковку объемом всего 1 куб. м помещалось 36 таких стульев.
На фото: стул 214 / M / P фабрики Thonet.
«Стул №14»
Самый знаменитый стул компании Thonet. Как и всем своим изделиям, Тонет присвоил стулу простое арифметическое название — «Стул №14». Триумфальное появление «тонетовского» стула на рынке произошло в 1859 году. В дальнейшем венский стул был выпущен компанией Thonet в беспрецедентном масштабе: до начала первой мировой войны увидели свет 50 000 000 таких стульев. Отметим, что это был первый случай столь массового производства мебели.
И в пир и в мир
Любим во всех слоях общества. Проводя аналогии с современностью, можно сказать, что популярность венского стула со второй половины XIX и до середины XX столетия сопоставима с популярностью мебели магазинов ИКЕА в наши дни. На загородных дачах художников, в салонах важных особ, в модных кафе, театральных и выставочных залах, всюду, вплоть до оркестровых ям, стоял венский стул. Популярный предмет мебели также увековечен на полотнах известных художников (например, Пикассо и Дали) и на кинопленке (фильм «Кабаре»).
Лидер переизданий. Ле Корбюзье считал, что нет ничего «столь элегантного по форме, качественного по разработке и целесообразного по конструкции», чем венский стул. Сегодня венский стул — признанный лидер по количеству переизданий. Причины очевидны: идеальная форма и технология с минимальным количеством деталей.
Свои интерпретации венского стула по-прежнему выпускает и фабрика Thonet, и другие производители.
Устойчив и неприхотлив. При утонченной и изящной форме, венский стул обладает всеми необходимыми качествами для ежедневного использования: он устойчив, удобен в обращении и неприхотлив в уходе.
Хорош в любом интерьере. Венский стул может дополнить, украсить и подчеркнуть практически любой интерьер: будь то стилизованная под начало прошлого века дача, загородный дом, оформленный в довоенном стиле или же вполне современное жилище.
На фото:
В каком бы стиле не был выполнен интерьер, венский стул заставит заиграть его новыми красками со всей присущей ему деликатностью и мягкостью.
Источник
История «венских стульев»
История создания «венских стульев» тесно связана с изменениями, привнесенными промышленной революцией 19-го века: люди перемещаются в города в поисках работы, им необходимы места для размещения. Они арендовали комнаты и квартиры, им требовалась мебель, зачастую — самая простая. Также рос спрос на мебельную продукцию со стороны бизнеса — театров и кинотеатров, кафе и ресторанов, банков и офисных организаций.
Михаэль Тонет (Michael Thonet; 1796-1871 гг.), владелец столярной мастерской в немецком городе Боппард, увидел возможности, которые открывал перед ним мебельный рынок. Для того, чтобы удовлетворить всё возрастающий спрос на мебельном рынке, с 1830 года Тонет начинает работу над созданием более лёгкой и компактной мебели по сравнению с традиционной, изготавливаемой из цельного дерева.
Технология Тонета, получившая позднее королевский патент в Вене, основана на обработке деревянных деталей водяным паром, закреплённых в металлических формах.
Можно сказать, он стремительно ворвался в расширяющийся мебельный рынок со своей гнутой мебелью из массива бука. Преимущество его продукции было не только в том, что продукция получалась лёгкая и прочная, но и в практичности производства и транспортировки. На производстве можно было использовать труд неквалифицированных рабочих, что снижало себестоимость. Полученные гнутые детали сохраняли свою форму и в разобранном виде, что облегчало упаковку и транспортировку изделий. Сейчас эта идея очень хорошо используется знаменитой шведской фирмой.
После конфискации мастерской Тонета в 1842 году, он переезжает в Вену, где получил королевский патент на «выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых» . По месту получения патента, позже, стулья Михаэля Тонета стали называть «венскими». Свою мастерскую в Вене открывает в 1849 году.
Первую бронзовую медаль Тонет получает на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году.
На Всемирной выставке в Париже в 1878 году фирма «Братья Тонет» и её конкурент «Я. и I.Конъ» получили золотые медали.
Фирма «Братья Тонет» долгие годы была официальным поставщиком Царского Двора России.
Спустя 62 года с даты основания фирмы «Братья Тонет», в 1911 году единый мебельный каталог фирмы представлял 980 моделей стульев, кресел, диванов и банкеток, табуретов.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Художественная галерея (4494)
- Reading and Art/ book (543)
- Детские образы в живописи (370)
- Поэзия (2263)
- Русские поэты/Советские поэты (400)
- Антология восьмистиший (101)
- Владимир Владимирович Маяковский (88)
- Переводы (78)
- Антология восьмистиший/Дополнения (75)
- Антология одного стихотворения (66)
- Франческо Петрарка (49)
- Библейские мотивы в русской поэзии (29)
- Антология поэзии русского зарубежья 1920–1990 (19)
- Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ любовная лирика (18)
- Поэты «Золотого века» (14)
- А. Ахматова. Стихи о любви (11)
- Николай Алексеевич НЕКРАСОВ Стихи о любви (6)
- МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (47)
- Поэты и поэзия серебряного века (281)
- Актеры читают классику/ поэзию (312)
- Сущность дня (1943)
- Писатели — поэты — жизнь и судьба (992)
- А.П. Чехов (123)
- ВЛАДИМИР ГИЛЯРОВСКИЙ – ДАЛЬНИЙ РОДСТВЕННИК ЭРАСТА (6)
- Лев Толстой (685)
- Лев Толстой Об истине, жизни и поведении (377)
- Мысли мудрых людей на каждый день (84)
- Толстой Лев Николаевич Дневники (41)
- Жемчужины мудрости. Фраза на каждый день (684)
- Этот день в истории. (585)
- для детей и взрослых (521)
- Многослов-1: (193)
- Книга занимательных историй » (58)
- Пушкинские проповеди Симон Соловейчик (56)
- Письма о добром и прекрасном (30)
- Музыка: (463)
- Путеводитель по зарубежной популярной музыке (34)
- Великие композиторы / исполнители (307)
- Дневники/Воспоминания (416)
- 100 лет Октябрьской революции (91)
- Встречи с А.А. Ахматовой (39)
- Photos/Фотоподборка (385)
- Актеры — жизнь и судьба (267)
- Ольга Книппер-Чехова “ЧЕХОВ МЕЧТАЛ О ЖЕНЩИНЕ-ЛУН (7)
- Мудрые мысли (261)
- Психология//философия (244)
- Сунь-Цзы. Искусство побеждать (13)
- выдающиеся женщины (200)
- Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин (21)
- English (176)
- «Крупицы Истины» (175)
- Чтения и размышления у книжного шк (155)
- Анекдоты о литераторах (30)
- Галантные дамы былых времен (28)
- Исторические анекдоты (19)
- Черубина де Габриак: другая сторона медали (5)
- СССР в зарисовках и анекдотах (5)
- Анекдоты о Вольтере, (4)
- Николай Степанович Гумилёв: свидетельства и воспо (2)
- Молодой Борис Пастернак и его окружение (2)
- Библия (Синодальный перевод). (148)
- Псалмы Давида (83)
- Книга Притчей Соломоновых (31)
- Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами (21)
- Книга Екклеcиаста, или Проповедника (12)
- Русская семерка (131)
- Факты из жизни (123)
- История одной песни/ романса (117)
- Современные художники (109)
- Письма в облака незнакомому любимому человеку (95)
- Скульптура (85)
- «Наполним музыкой сердца » Окуджава (73)
- Правила Жизни (73)
- Филип Стенхоп Честерфилд. Письма к сыну (69)
- ЖЕМЧУЖИНЫ АНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ (66)
- Композиторы — жизнь и судьба (58)
- Ироническая и юмористическая поэзия (52)
- БОРИС ЗАХОДЕР — ЗАХОДЕРЗОСТИ (21)
- коллекция русских икон арт-галереи Дежа Вю (50)
- «Владимир, или Прерванный Полет» (Марина Влади) (49)
- Тютчев Федор Иванович (43)
- Уинстон Черчилль: факты и анекдоты из жизни полити (34)
- Музы художников (29)
- Поэзия Востока (22)
- Александр Блок Стихи о прекрасной даме (15)
- Эрнест Миллер Хемингуэй (14)
- «Кредо человека», Эрнест Хемингуэй (6)
- Классики фотографии (12)
- СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ ИВАНА КОЗЛОВСКОГО (6)
- ДВЕ ЖЕНЫ И ДВЕ ПОЛОВИНКИ ЛЕОНИДА УТЕСОВА (6)
- Анри Барбюс. Нежность (6)
- А. К. Толстой. Стихи о любви (5)
- И. Анненский. Стихи о любви (4)
- СЕРГЕЙ ЛЕМЕШЕВ: ОБРЕЧЕННЫЙ НА ЛЮБОВЬ (4)
- Культура, искусство, история (3400)
- Статьи / Документ (1035)
- Foto History/ Retro foto (260)
- Легендарные актеры и режиссеры театра и кино (186)
- «100 фактов о культурном достоянии России» (104)
- Факт дня (76)
- история США (64)
- Всемирная история с Андреем Сидорчиком (58)
- Наше старое кино (38)
- Топ-5 (31)
- Факультатив по истории (28)
- Гравюра (13)
- Говорит и показывает: (8)
- metalwork / Ceramic (5)
- Мир вокруг нас (966)
- video (532)
- Александр Сергеевич Пушкин (296)
- Друзья и современники А.С.Пушкина (21)
- Роман в письмах (7)
- А. С. Пушкин. Стихи о любви (4)
- Андрэ Моруа. Письма незнакомке (54)
- Афоризмы, цитаты, пословицы (1861)
- Великие мысли и афоризмы великих людей (167)
- Законы жизни (90)
- Семь смертных грехов и семь добродетелей (72)
- Мудрецы Поднебесной империи (70)
- Прокачай мозг методом британских ученых (62)
- Марк Твен. Афоризмы и шутки (48)
- Универсальный цитатник политика и журналиста (44)
- ОТЦЫ И ДЕТИ (33)
- Формула успеха (19)
- Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин (18)
- Генрих Гейне. Мысли и афоризмы (13)
- барды /авторская песня (29)
- биография (941)
- Великие мыслители / (423)
- 10 000 АФОРИЗМОВ ВЕЛИКИХ МУДРЕЦОВ (207)
- Николо Макиавелли. (14)
- Изречения из басен, поэм, трактатов Древней Индии (10)
- Книга Сёрена Кьеркьегора “Евангелие страданий” (7)
- живопись (9610)
- Женский образ в живописи (2415)
- natural world (1022)
- рассказы о шедеврах живописи (412)
- Библия и живопись/ Религиозная живопись (404)
- Мужской портрет (283)
- «Домашние питомцы на картинах художников" (252)
- «Шедевры итальянской живописи» (91)
- Русская историческая живопись/Произведение искус (89)
- Interior (66)
- История графики/ графикa (52)
- Автопортрет (44)
- Советская реалистическая живопись (38)
- Из истории реализма в русской живописи 18-19 веков (24)
- Городской пейзаж (17)
- Мастера натюрморта (2)
- жанровая живопись (3280)
- Натюрморт/ цветочный натюрморт (874)
- Одна картина (4011)
- Портрет (1834)
- Живопись и поэзия (475)
- Поэтический мир прерафаэлитов (41)
- Афоризмы Британии. (20)
- Великие истории любви (299)
- итальянский ренессанс (20)
- Классическая музыка (165)
- опера/ балет/Шедевры искусства (27)
- литература (2444)
- Я читаю /Читалка (150)
- Словарь афоризмов русских писателей (126)
- Лауреаты Нобелевской премии по литературе (35)
- Актуальный Карамзин. (34)
- Юрий Безелянский (26)
- Кривин Феликс Дистрофики (23)
- Антология Сатиры и Юмора России ХХ века (23)
- Феликс Кривин Полусказки (22)
- литературный_пир (22)
- История одного произведения (21)
- Феликс Кривин Всемирная история в анекдотах (17)
- Адресаты произведений русских поэтов и писателей (14)
- ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ›: (5)
- Кривин Феликс Давидович Избранное (4)
- Императорская библиотека (3)
- Литературная страница (2554)
- Строки, рожденные в этот день. (411)
- актуальная классика//»отрывок из книги» (130)
- Последнее стихотворение (XVIII-XX вв. русской поэ (95)
- Чудное мгновенье Любовная лирика русских поэтов (78)
- Поэзия войны../ Песни о войне (74)
- театр прозы. поэзии — видео — mp3 (67)
- Автографы (42)
- БлОговещенск (38)
- Вероника Михайловна Тушнова (17)
- С. Есенин. Стихи о любви (13)
- личности в истории (451)
- ЛЮБОВЬ в письмах выдающихся людей (167)
- Марина Цветаева (44)
- Музеи (636)
- Государственный Эрмитаж (95)
- Лондонская Национальная Галерея (49)
- Картины из коллекции Лувра (42)
- Государственная Третьяковская галерея (36)
- Шедевры Эрмитажа. Старые мастера (34)
- Private collection (32)
- музей д’Орсе (28)
- Museo del Prado, Madrid (17)
- Метрополитен-музей (17)
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. (15)
- Tate (12)
- шедевры мировой живописи в вашем доме /Лувр (10)
- Музей «Грюнес Гевёльбе» — «Зелёные Своды» (7)
- Венский Музей истории искусства (6)
- Британская Национальная галерея (2)
- Музы знаменитых писателей (38)
- музыка и живопись (42)
- музыкальная страница (688)
- ОСКАР УАЙЛЬД (39)
- Памятные даты (1827)
- «сегодня родились» (1081)
- Притчи, байки (38)
- проза (64)
- рассказы о музыке и музыкантах (137)
- рассказы о художниках и картинах (654)
- Картины Яна Вермеера (31)
- Эль Греко (12)
- театр , кино -актеры-актрисы — жизнь и судьба (54)
- Стихи в прозе (10)
- Человек без границ (79)
- Тургенев Иван Сергеевич (70)
- Художник (3493)
- Renoir, Pierre-Auguste (176)
- Илья Репин (127)
- Рембрандт Харменс ван Рейн (96)
- Vincent van Gogh (80)
- Жизнь Тулуз-Лотрека (49)
- Валентин Серов (47)
- Эдгар Дега Hilaire-Germain-Edgar De Gas (44)
- Константин Коровин (37)
- Рубенс, Питер Пауль (23)
- Василий Поленов (23)
- Рафаэль Санти (18)
- воспоминания Михаила Нестерова (15)
- Художник-музыканты-литераторы- актеры (119)
- Цитаты из книги (399)
- Энциклопедический словарь крылатых слов и выражени (947)
- Юмор и сатира (543)
- К вам мой попугай не залетал? (18)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Гнутый тренд История венского стула
Харизматичный и обаятельный герой романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер был точен в своих высказываниях.
Однажды, находясь в хлопотных поисках бриллиантов мадам Петуховой, он посетил одно кефирное заведение молодой советской страны.
В его стенах, где когда-то размеренно шла богатая жизнь Кисы Воробьянинова, он воскликнул, что и посидеть-то у вас со вкусом не на чем.
В тот момент ему хотелось «посидеть» на конкретных стульях, обивка которых скрывала сокровища.
Но есть в мире мебели стулья, которые сами по себе сокровища: совершенно уникальные по своей элегантности и лёгкости, прочности и долговечности. Они не собираются выходить из моды и возвращаться в неё, потому что это знаменитые венские стулья. На них сидели и сидят, так сказать, «со вкусом» очень давно, в том числе и в нашей стране, переживая разные времена. |
Сегодня в домах, квартирах, загородных особняках и на скромных дачах стоят венские стулья: среди них настоящие раритеты и, как принято говорить, новодел. Но мало кто вспоминает, что благодарить за них мы должны замечательного столяра Михаэля Тонета.
Михаэль Тонет родился в семье кожевника 2 июля 1796 года и после обучения плотницкому делу стал краснодеревщиком. А в 30-е годы XIX века он задумал делать мебель из клеёных и гнутых реек. Это и сделало его знаменитым.
Однако успех пришёл лишь в 1837 году, когда был создан специальный клей. Но поистине гениальным прорывом стал метод использования горячего пара для формирования гнутых деталей из древесины — лёгких и при этом прочных.
Хотя гнутьё древесины — не новый процесс и был известен в Англии ещё в XVII веке, а в Америке — в самом начале XIX века. Использовался при производстве колёс, карет, рам для окон.
Возможно, в этом и была причина отказа в патенте, который был получен со второй заявки и не в Пруссии, а во Франции. Есть и сведения о том, что Тонет отказался раскрывать свои секреты работы с древесиной.
Так была открыта новая страница в мире мебели: появился функциональный и красивый стул (а затем и другая мебель) — полная противоположность громоздким и тяжёлым собратьям.
И можно смело сказать, что этот стул стал трендом на века, не потеряв своей эстетической и практической привлекательности и сегодня. Он — икона истории мебельного дизайна.
Но причём здесь Вена? В жизни этого знаменитого стула этот город сыграл не последнюю роль.
Во-первых, в 1841 году гнутый стул Тонета был представлен на выставке в Кобленце. Здесь мастер познакомился с князем фон Меттернихом, который в то время занимал пост министра иностранных дел и государственного канцлера Австрийской империи. Он был восхищён этой мебелью и пригласил Михаэля Тонета к Венскому двору. Через какое-то время мастер представил свою мебель императорской семье. |
Во-вторых, в 1840-1847 гг. Михаэль Тонет принимал участие в реставрации дома князя Алоиса Йозефа II Лихтенштейна и занимался паркетом: декорированные детали для него изготавливались по новой технологии гнутья.
В это время Тонет применил идею склеивания слоёв древесины при изготовлении стульев. Однако на этот раз склеивались не слои, а прутья — в монолитные и пластичные пучки, позволяющие делать самые разные закругления.
В-третьих, Тонет родился и жил в Боппарде (земля Рейнланд-Пфальц). Когда ведение бизнеса в этом городке перестало приносить доход, он продал его и переехал с семьёй в Вену.
Здесь в 1849 году Михаэль и его четыре сына открыли в предместье Вены в Гумпендорфе на улице Гаупштрассе мастерскую и магазин. В 1853 году его компания уже называлась «Братья Тонет» и принадлежала сыновьям.
В-четвёртых, с изготовления стульев для венского кафе Daum началась эпоха массового производства венских стульев.
Стоит сказать, что большинству людей в нашей стране знаком практически один вид венских стульев. На самом деле бренд «Венский стул» — это большой ассортимент и стульев, и вообще мебели.
В 1850 году появился стул, получивший (вместе с другими изделиями Тонета — стульями, столиками, канапе, этажерками) на Выставке в Лондоне в 1851 году бронзовую медаль.
Спинка стула № 1, который назывался «Шварценбергский стул», так как украшал интерьеры этого дворца, представляла собой одну петлю.
В 1852 году технология придания клеёной древесине любой формы и любого изгиба получила признание, а мастер — заслуженные привилегии. В том же году открылся магазин на улице Штраухгассе в Вене.
Не стоит забывать, что Тонет был иностранцем и только в 1856 году получил гражданство Австрии, а в 1857 г. — официальное разрешение на производство мебели, паркета и других изделий.
Модели постоянно совершенствовались. И в 1855 году на знаменитой Всемирной выставке в Париже венские стулья ждала более высокая награда — серебряная медаль. В это время спрос на мебель марки Тонет был высоким и в других странах мира: например, был выполнен заказ для стран Южной Америки. |
1857 год стал важным в жизни и развитии компании: начал работать завод в Коричанах — в Моравии, известной своими буковыми лесами. Так производство венских стульев было поставлено на промышленную основу. Прошло ещё 2 года, прежде чем всему миру был подарен стул № 14 — Konsumstuhl Nr. 14.
Это было и остаётся большим событием, которое можно назвать революцией: и не только потому, что произведено более 50 миллионов стульев этой модели. Кстати, производство ведётся и сегодня, но модель выпускается под номером 214.
Дело в том, что методика изготовления стула № 14 была инновационной. Отныне венский стул можно было разобрать и собрать! Количество деталей стула уменьшилось с 14 до 6.
Они не склеивались, а собирались с помощью шурупов. Что позволило легко и экономично экспортировать продукцию в самые дальние страны: 36 разобранных стульев помешались в коробку размером в 1 кубический метр.
Прошло 5 лет и любители гнутой мебели познакомились со стулом, который спроектировал Август Тонет. Именно этот стул из гнутой древесины, а не салонный мягкий гарнитур, вошёл в историю, получив золотую медаль в 1867 году на Всемирной выставке в Париже.
Он был сделан всего лишь из нескольких длинных переплетённых прутьев и являлся примером элегантного минимализма.
Дела компании шли успешно, в 1889 году продукция производилась на 7 заводах, которые находились, в том числе, в Венгрии, Польше, Германии. В 1912 году компания, основанная Михаэлем Тонетом, отмечала наивысший расцвет, а венские стулья продавались уже во многих странах мира.
На фабриках семьи Тонет производилась и мебель из цельной древесины, которая в частности выставлялась в 1862 году на Выставке в Лондоне.
В 1889 году было открыто представительство в России, и компания стала поставщиком Двора Его Императорского Величества. На территории Российской империи работали 2 фабрики: в Ново-Радомске (современная Польша) и Ревеле (Таллинн). Фирменные магазины были открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Киеве и Одессе. |
После революции репрессии венских стульев не коснулись. На картинах советских художников вожди пролетариата Ленина и Сталина сидят именно на венских стульях, так же как и школьники, и творческая интеллигенция.
Был этот стул и на агитплакатах, призывавших вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой. Не повлияли на его судьбу и две мировые войны.
И в СССР, и в новой России венские стулья производились и производятся. Правда, в советские времена дерево сидений постепенно заменили фанерой. Но они до сих пор стоят во многих домах и с любовью реставрируются.
Считается фактом, а не легендой то, как венский стул проверяли на прочность. Его просто сбросили с Эйфелевой башни в 1900 году. И с ним ничего не случилось, после того как он пролетел 115 м и ударился о землю.
Не стоит забывать и о других членах «венской семьи». Потому что в начале XX века в каталоге фирмы насчитывалось 1200 моделей. Это были столы — круглые и овальные; столики для чтения, шитья, игр и цветов; письменные столы; кровати.
В 1860 году в народ ушло и успешно прижилось «кресло-качалка», с которым Европа познакомилась только в 1851 году. А в 1883 году на одном из своих полотен его изобразил Ренуар.
Производились целые гарнитуры, мебель для дома, сада, детских комнат и, конечно же, контор. Существовали кресла с короткими ножками для медсестры, для курения, для письменного стола, складные стулья. |
Были в обиходе крутящиеся кресла, высокие стулья для крупье, табуретки и табуреточки под ноги, различные виды канапе, высокие детские стульчики и колыбели, вешалки (в том числе знаменитые вешалки «Немой слуга» и вешалки для полотенец), подставки под зонтики, которые стояли около трюмо, гардеробные и туалетные зеркала, этажерки, газетницы и ширмы.
Производились даже экраны для каминов, кресла-унитазы и биде. Как не сказать о теннисных ракетках, лыжах, санках, кукольной мебели.
Эти вещи из гнутой древесины можно встретить во многих музеях мира. Самая большая коллекция оригинальных венских стульев находится в Вене в Музее прикладного искусства. Интересен Музей при фабрике в городе Франкенберг (Германия), в котором можно познакомиться с историей самой компании Тонет и дизайна венского стула.
«Музей гнутой мебели Михаэля Тонета» в городе Боппард рассказывает о том, какой обширный ассортимент изделий выпускался на фабриках семьи Тонет, и что при производстве и декорировании использовались кожа, ткани, плетение из тростника.
В московском Музее индустриальной культуры можно увидеть театральные кресла, произведённые на фабрике «Братьев Тонет» в Ново-Радомске. А вот в городе Мелитополь установлен памятник венскому стулу, выпущенному под номером 14.
Ровно 145 лет назад в Вене из жизни ушёл легендарный Михаэль Тонет.
В 1976 году компания была разделена на две — австрийскую и немецкую. Но это уже другая история, потому что венский стул был, есть и будет. Даже если его начали производить из современных металлических конструкций.
Источник