Меню

Стол как ударный инструмент



Характеристика детских музыкальных инструментов и их роль в музыкальном воспитании дошкольников

Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки), другие — по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам, с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук, резиновой — более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) — «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик — тихо, нежно и звонко.

Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона — более насыщенный, у триолы, симоны — яркий и даже резковатый.

Струнные музыкальные инструменты и игрушки — это цитра, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.

Клавишные детские инструменты-игрушки — это пианино и рояль.

Клавишно-язычковые — аккордеон, гармонь, баян.

B детском саду используются также электромузыкальные инструменты — органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми».

Устройство инструментов, особенности их конструкций. Способы звукообразования и приёмы игры

Шумовые ударные инструменты

Деревянные ложки используют в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях.

Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных.

Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой.

Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10-12 шт.). Детей учат извлекать звук путем их легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов.

Читайте также:  Предметный стол своими руками конструкция

Коробочка — небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Длина 24 см, ширина у основания 7,5 см, высота полости 1,5 см. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и у бубенцов.

Звуковысотные ударные инструменты

Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укрепленных на раме. Звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам. У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний ряд, диатонический, соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний, хроматический — черным. Диапазон от до1 до ля2. Светлые, прозрачные звуки металлофона напоминают звучание колокольчиков.

Ксилофон представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укрепленных на раме. Они образуют хроматический звукоряд с диапазоном от до1 до ля2. Звук извлекается при помощи деревянных палочек.

Колокольчики (глёки) диатонические и хроматические. Диапазон и тех и других от до1 до ля2 (альтовые) и от до2 до ля3 (сопрановые). По виду колокольчики напоминают металлофоны, однако звучание первых отличается не только протяженностью, но и особой нежностью и прозрачностью.

Все пластины этих инструментов съемные. Это очень удобно при работе с детьми, особенно начинающими. На подставке можно оставить только те пластины, которые соответствуют нотам партии, а все остальные убрать. Партии для этих инструментов записываются на обычном нотном стане.

Постановка игрового аппарата при игре на на ударно-мелодических инструментах (ксилофон, металлофон, глёки)

Постановка рук и приемы игры на металлофоне, колокольчиках и ксилофоне идентичны, поэтому осваивать их можно одновременно. Инструмент ставят на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребенка. Играют на нем сидя или стоя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони.

Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточки зажимать в руках, звук получается глухой, невыразительный. Не следует класть указательный палец на ручку молоточка, это сковывает движение руки и отражается на качестве звука. Влияет на качество звука и место удара, поэтому играть следует примерно по центру пластинки.

Способ звукоизвлечения при игре на ударно-мелодических инструментах (ксилофон, металлофон, глёки)

Основной способ звукоизвлечения — поочередные (правой и левой руками) удары, но возможно воспроизведение ряда звуков одной рукой. Удар должен быть энергичным и коротким, после чего головка молоточка отскакивает от пластинки. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и кисть не напряжены. При правильной постановке рук и свободном, без напряжения ударе руки во время игры не должны уставать. Репетиции (повторения одного звука) рекомендуется исполнять, чередуя руки.

Детский оркестр как вид коллективного музицирования. Разновидности детского оркестра

Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности.

Одна из разновидностей шумового оркестра – ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и др.).

Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например — металлофонов.

Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы наиболее соответствуют настроению музыки. Необходимо по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Читайте также:  Как сделать универсальный стол своими руками

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки, баян и т. д.). Для классической музыки они неприемлемы — здесь предпочтительнее использовать инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой).

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми — сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

Источник

Перкуссия – все об ударных инструментах и их видах

Наиболее распространенная перкуссия

Перкуссия или ударные музыкальные инструменты – это обширная семья самых разнообразных приспособлений. Общим качеством у перкуссионной группы инструментов является способ звукоизвлечения: звук извлекается за счет удара или тряски (покачивания) звучащего тела.
Вот лишь некоторый перечень ударных инструментов, распространенных по всему миру: тарелки, там-там, кастеньеты, бубен, треугольник, цимбалы, колокольчики, виброфон, литавры.
Перкуссия – самый древний в мире музыкальный инструмент. Еще первобытные племена во время празднеств и ритуалов ударяли о камни, били палками по дереву, создавая простые ритмы.
Пожалуй, более обширного семейства инструментов в инструмендоведении и не сыскать.

Percussio – в буквальном переводе означает нанесение ударов, стук.

В классификации перкуссионных инструментов выделяют:

  • Идиофоны – звучание здесь создаётся за счет самого тела инструмента, т.е. звук исходит не от части, а от всей конструкции. Такой инструмент – это тело, звучащее целиком, например: гонг, там-там, вибрафон, треугольник, маримба, ксилофон, колокольчики.
  • Идиофоны дробятся на металлические идиофоны и деревянные. Тут все просто – звучащие элементы сделаны либо из дерева, либо из метала.
  • Мембранофоны – как следует из названия, источником звука является здесь натянутая мембрана. Сама мембрана изготавливается из кожи или пластика. К данной подгруппе инструментов относятся барабаны, бубен, литавры, бонги, том-томы.
  • Струнные ударные инструменты – янцинь, цимбалы, сантур.

Отметим, что перкуссионные инструменты могут иметь или не иметь определенную высоту звучания.

Перкуссионный инструмент может быть настроен на определенную ноту звукоряда, среди них:
ксилофон, барабаны, вибрафон, литавры, колокольчики.
А вот такие инструменты, как бубен, треугольник, тарелки, там-там, кастаньеты – уже не могут быть настроены на определенную ноту. Треугольники, например, так и подбираются – по конкретному размеру, частоте, и тону.

Итак, перкуссионные инструменты – это обширная группа приспособлений, служащих созданию ритма в музыке всех жанров – от традиционной акустической до электронной.

Самые распространенные перкуссионные инструменты:

Джембе – западноафриканский инструмент, имеет форму кубка с широким верхом и узким основанием; сверху натянута мембрана, чаще всего изготовленная из козьей кожи. По звукообразованию инструмент относится к мембранофонам. Традиционный инструмент Мали, который распространился по территории всей западной Африки – Берег Слоновой Кости, Гвинею, Сенегал. Широкую известность на западе джембе приобретает лишь в 1950х годах.

Кахон – этимологически происходит от слова Cajón, что на испанском означает просто – коробка или ящик. По факту, кахон – это и есть коробка из дерева или иных материалов. 5 стенок: верхняя, нижняя, две боковые, задняя. Исторически инструмент впервые появляется в Перу. К слову сказать, Пако Де Лусия был большим любителем использования кахонов в своих фламенко ансамблях. По кахону стучат и хлопают пальцами, кистями рук.

Тамбурин – старинный барабан, форма цилиндрическая. Исторически происходит из Франции (франц. Tambourine), был известен еще в XVIII веке. Обод тамбурина имеет металлические тарелочки или бубенчики. Такие инструменты можно увидеть на гравюрах и картинах прошлого. На картине Альберта Дюрера (1503 г.) изображен музыкант с тамбурином в руках. Отметим, что тамбурин может иметь или не иметь мембрану. Часто удивительный звук этого инструмента используют современные ансамбли – например, Blackmore’s Night и другие.

Читайте также:  Столы для горизонтальных фрезеров своими руками

Конго – снова барабан, высокий и узкий. Относится к подгруппе мембранофонов, имеет родственную связь с джембе. Конги внешне напоминают бочки разных размеров. Виды: тумба (или салидор) — низкий, кинто — высокий, трес (конга) – средний. Звуками этих инструментов насыщена афро-кубинская и латиноамериканская музыка. Играть на конгах можно как стоя, так и сидя, со стойкой или без.

Бонго – кубинский сдвоенный барабан африканского происхождения. Играть на нём принято сидя, зажав инструмент между икрами ног. Малый барабан в паре – отражает мужское начало, а большой – женское. Самец (мачо) — исп. Macho , самка (эмбра) — исп. Hembra. Большой барабан – звучит ниже, малый – выше. Техники игры основаны на ударах и шлепках руками, пальцами.

Коубелл (или ковбел) – элемент ударной установки со звонким и пронзительным звуком. Часто применяется в музыке самых разных жанров – от джаза до метала. Внешне представляет собой четырехугольную призму, изготовленную из метала; передняя грань — открытая. Инструмент обладает фиксированной высотой звука. От английского cowbell — коровий колокольчик. Относится к группе металлических идиофонов.

Маракасы – наверное, самый знакомый каждому инструмент, ведь все детские погремушки похожи на маракасы. Родина маракасов — Куба, также в своих ритуалах и танцах этот инструмент применяли индейцы из южной Америки. Изготавливают маракасы из дерева или пластика, внутрь засыпается дробь или горох. Некоторые маракасы позволяют досыпать или отсыпать сыпучее содержимое – тогда звук ощутимо изменится. Часто маракасы используют джазовые и эстрадные ансамбли, особенно в латиноамериканской музыке. Как играть на маракасах? Трясти или раскачивать их!

Шейкер – от анг. shake – трясти. И снова вспомним свои детские погремушки! Шейкер – это закрытая емкость с сыпучем наполнением (дробь, песок, зерна или бисер); форма шейкера может быть любой – все зависит только от дизайнера и его фантазии. Техника игры простая – просто совершайте движения вперед-назад или вверх-вниз. Резкие движения дадут выраженную атаку, плавные – мягкую.

Кастаньеты – небольшие деревянные дольки, похожие на морские ракушки. Звук – щелкающий, задорный и веселый. Изготавливается из твердых пород дерева, исторически происходит из Испании. Кастаньеты добавляют танцам выразительный ритмический рисунок из серий щелчков. Яркие и страстные ритмы латиноамериканских произведений становятся еще пикантнее.

Палка дождя – длинная, полая емкость (трубка) с сыпучим содержимым. Когда вы переворачиваете палку – наполнитель перемещается внутри и создаёт красивый, похожий на дождь, шум. Инструмент распространен в Перу и Чили. Палка дождя может иметь прозрачный корпус – и тогда вы увидите, как внутри перемещается наполнитель. Рейнстик – другое название палки дождя, относится к группе идиофонов. Наполнителем может быть – крупа, бисер, камешки, семена или любые другие твердые гранулы. Внутри установлена спираль, т.е. наполнитель скатывается не просто в пустоте, а по специальной «дорожке». Длина палки дождя варьируется от 25 до 70 см.

Медленно переворачивайте палку дождя – и вы услышите удивительный звук, похожий на шум ливня.

Кабаса – идиофон, издающий дребезжащий, металлический звук, похожий на гремучую змею. Используется в босса-нова, латинской музыке, а также в современных направлениях от джаза до рока. Инструмент афро-бразильского происхождения. Кабасу нужно встряхивать ли вращать, в зависимости от интенсивности подобных движений звук будет отличаться.

В этой статье мы рассмотрели лишь некоторые наиболее распространенные перкуссионные инструменты, которые и Вы сами сможете с успехом применять в своем творчестве.

Фирмами изготовителями перкуссии сегодня являются — SONOR, MEINL, STAGG, FLIGHT, PEARL.

Источник

Adblock
detector