Меню

Стол был накрыт покоем это как



Культура застолья 19 века

В начале прошлого столетия был обычай устанавливать столы «покоем» (в форме буквы «покой» — «П»), так как за большим раздвижным столом трудно было разместить многочисленных гостей.

Необходимой принадлежностью стола были канделябры.

Где стол накрыт, чтоб все светлело.

В обеде свет — большое дело:

Хоть меньше блюд, да больше свеч, —

напишет в своей знаменитой поэме «Обед» B . C . Филимонов.

На столах стояли вазы с фруктами, тарелки для десерта, конфеты, «хрустальные вазы с крышками для вареньев». Иногда «сквозь стол росли деревья». Кадки с большими лимонными и померанцевыми деревьями «красовались» в окнах и вокруг стола.

«Стол накрыт покоем, и установлен зеркальными, серебряными и стальными плато, с фонтанами и фарфоровыми куколками: маркизы с собачками, китайцы с зонтиками, пастушки с посошками, пастушки с овечками и барашками и т.д. Летом скатерть должна быть усыпана цветами: астры, васильки, желтые шапки, ноготки, барская спесь и т.п.» (из записок Н.В. Сушкова).

Искусно разбросанные по скатерти цветы или лепестки украшали обеденный стол даже зимой.

Граф Жозеф де Местр в одном из «петербургских писем» (1804 г.) сообщает следующее: «Уже несколько раз довелось мне ужинать у Императрицы — матери самого Императора: пятьсот кувертов не знаю уж на скольких круглых столах; всевозможные вина и фрукты; наконец, все столы уставлены живыми цветами, и это здесь, в январе».

Жена полномочного английского посла при русском дворе миссис Дисброо, побывав на придворном обеде в павловском дворце, отмечает в письме: «Обед был роскошный, и

весь стол был убран васильками, что было очень оригинально и красиво».

«Обеденный стол, для пущей важности, был накрыт покоем , а цветы и листочки роз были разбросаны по всей скатерти», — читаем в «Записках» Е.А. Сушковой.

Сервировка стола зависела от материального благополучия хозяев. Предпочтение в дворянских домах долгое время отдавалось посуде из серебра. Это объясняется тем, что в России фарфоровая посуда прижилась гораздо позже, чем в Европе. В 1774 году Екатерина II подарила своему фавориту Орлову столовый сервиз из серебра, весивший более двух тонн. Однако в домах среднего дворянства серебряные приборы считались предметами роскоши даже в 30-е годы XIX века. Подтверждение этому находим в воспоминаниях М. Каменской:

«На первый бал я попала к графу Григорию Кушелеву. В этом доме я в первый раз увидела роскошь и богатство русских бар. Особенно кушелевская столовая поразила меня, потому что у себя дома за столом я, кроме серебряных столовых ложек, никогда никакого серебра не видывала; у нас даже серебряных ножей и вилок в заводе не было, а подавались с деревянными ручками, а тут, вообразите, белая мраморная столовая по голубым бархатным полкам, этажеркам, буфету и столам положительно была заставлена старинною русскою серебряной и золотой посудой и саксонскими и сервскими древними сервизами».

Читайте также:  Как принять гостей как вести себя за столом

Ее Величество Мода диктовала, как украшать столовую, как сервировать стол. В одном из номеров журнала «Молва» за 1831 год, в разделе «Моды», находим следующее описание столовой: «В нарядных столовых комнатах располагаются по углам бронзовые вызолоченные треножники, поддерживающие огромные сосуды со льдом, в который ставят бутылки и проч. На завтраках господствует необыкновенная роскошь. Салфетки украшены по краям шитьем, а в средине оных начальные буквы имени хозяина дома. Во всех углах ставят разнообразные фарфоровые сосуды с букетами цветов. Ими же покрывают печи и камины в столовых и других парадных комнатах».

Любопытно, что к середине XIX века украшать стол померанцевыми деревьями, хрустальными вазами с вареньем, зеркальным плато, канделябрами, бронзой, фарфоровыми статуэтками было не в моде, более того, считалось дурным тоном.

Испытание временем выдержали в качестве украшения только вазы с фруктами и цветы.

Согласно русской традиции блюда на стол подавались «не все вдруг», а по очереди. Во Франции, напротив, существовал обычай «выставлять на стол по множеству блюд разом».

Большую часть кушаний приходилось есть простывшими, что было «далеко не очень удобно и вкусно».

«Поварня французская очень хороша: эту справедливость ей отдать надобно, — писал в 1777 году из Франции Д.И. Фонвизин, — но услуга за столом очень дурна. Я, когда в гостях обедаю (ибо никогда не ужинаю), принужден обыкновенно вставать голодный. Часто подле меня стоит такое кушанье, которого есть не хочу, а попросить с другого края не могу, потому что слепи чего просить — не вижу. Наша мода обносить блюда есть наиразумнейшая».

С начала XIX века русская традиция вытесняет французскую традицию сервировки стола. Гости чаще садятся за стол, необремененный «множеством кушаний». Сами французы признали превосходство русского обычая, который уже к середине века распространился не только во Франции, но и во всей Европе.

Со временем меняется и порядок подачи на стол вин. Во второй половине XIX века хороший тон предписывал не выставлять вина на стол, «исключая обыкновенного вина в графинах, которое пьют с водою. Остальные вина следует подавать после каждого блюда».

Как свидетельствует современник, в конце XVIII века «на стол обыкновенно ставилось вино белое и красное; сладкие вина и наливки обносились».

Бутылки дорогих французских вин украшали обеденный стол и в начале XIX века.

Вспоминая парадный обед у губернатора, Н. Макаров отмечает: «В огромной зале был накрыт стол приборов на пятьдесят. Был этот стол уставлен, сверх посуды, графинами с прохладительными питиями, бутылками дорогих вин, хрустальными вазами с вареньем, конфектами и фруктами». Обычно перед каждым прибором ставили «столько рюмок, сколько будет вин». Нередко в конце большого обеда увидишь у каждого прибора до дюжины стаканов разной величины и формы, так как пьют за обедом много и часто меняют вино», — читаем в мемуарах де Серанга.

Читайте также:  Как сделать садовый стол своими руками чертежи

Источник

Конспект урока «Как писали в старину»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Цель урока: активизировать интерес учащихся к славянской письменности.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_kak_pisali_v_starinu.docx 38.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Сосновская СОШ № 2

Как писали в старину.

История славянской письменности

учитель начальных классов

Цель урока: активизировать интерес учащихся к славянской письменности.

Оборудование : компьютер, проектор, раздаточный материал (тексты для перевода, пословицы), интерактивная презентация.

Оформление : на доске написана тема урока, изображения (старинных книг, старославянской азбуки, братьев Кирилла и Мефодия) на листах А4, весь ход урока сопровождается интерактивной презентацией ( презентация содержит теоретические сведения и материал лингвистического характера; состоит из двадцати пяти слайдов, на последнем указаны источники).

Предварительная подготовка: рекомендации по подготовке и оформлению сообщений учащимся.

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Этим стихотворением мы открываем урок, посвященный истории славянской письменности.

  1. Мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам славянской письменности и поговорим об истории нашей кириллицы. (Слайд 1)
  1. Вы знаете, чем отличается азбука от алфавита? (Слайд 2) (Учащиеся высказывают предположения)

Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:

А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

  1. Историческая справка.
  • Начало славянской письменности — сообщение учащегося (в приложении – слайды 3,4).
  • Глаголица и кириллица – сообщение учащегося (в приложении – слайды 5,6,7)
  • Кириллица – сообщение учащегося (в приложении – слайды 8,9,10,11)
  • Азбучная молитва – сообщение учащегося
  1. Перед вами пословицы об обучении грамоте и кириллица. Объясните, как вы понимаете их смысл. Попробуйте написать несколько пословиц, используя кириллицу (в приложении слайды – 11, 12).
  2. Перед вами отрывок из текста XIII века, попробуйте его прочитать и перевести (в приложении слайд 13).
  3. А теперь небольшая разминка: отгадайте загадки о буквах алфавита (в приложении слайд 14)
  4. Лингвистические задачи

а)В старой орфографиии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i , например: пiанист, ближнiй, зданiе, миллiон, Марiя .

Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий ?

(А) iюнь, синiй (Б) июнь, синiй

(В) iюнь, синий (Г) iюнь, сiнiй

б) В одном из сочинений писателя 19 века М. Н. Загоскина читаем:

“Он вошёл из гостиной в длинный зал в два света. В нём накрыт был покоем

обеденный стол”.Что означает здесь слово покоем ?

(Б) чтобы всем было уютно и удобно

(Г) в виде буквы П

(Д) длинной скатертью (в приложении слайды 15,16).

  1. Рассмотрите древнерусские буквицы. Как выдумаете, почему в книгах они всегда так украшались? (Это свидетельство уважения к книге). Попробуйте нарисовать такую витиеватую буквицу.(Слайд 17)
  2. Прочитайте высказывание, подумайте, скажите, вы согласны с ним? «Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей

культуры». (Слайд 18)

  1. О празднике славянской письменности

24 мая — день памяти Кирилла и Мефодия — стал в России всенародным праздником славянской письменности и культуры.

У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями за 20 лет проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали.

Дни славянской письменности и культуры включают в себя так же божественные литургии, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России. Памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию установлены во многих городах. Это не только дань уважения, но и напоминание потомкам о братьях, подаривших нам азбуку. (Слайды 19, 20, 21, 22, 23)

Источник

Стол был накрыт покоем это как

  • Белорусский Практически свободно говорящий
  • Русский

  • Белорусский Практически свободно говорящий
  • Русский

Покой — старое название буквы П в азбуке (алфавите).
АБВГД — Аз, буки, веди, глаголь, добро.

Недавно узнал, что оттуда же происходит выражение «дать добро», корабль поднимает флаг, означающий букву Д — добро, т.е. даёт положительный ответ (да).

  • Русский
  • Украинский Практически свободно говорящий

@Alice_Snow нет, в морском своде сигналов буквы обозначаются формой, цветом и рисунком.
В данном случае прямоугольный жёлтый.

  • Русский
  • Украинский Практически свободно говорящий

Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.

Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.

Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.

Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.

Понимаю ответы любой длины и сложности.

Станьте частью сообщества HiNative прямо на ходу!

( 30 698 )

  • Задавайте вопросы в свободное время.
  • Получайте ответы откуда угодно.
  • It’s FREE!!

Станьте частью сообщества HiNative прямо на ходу!

( 30 698 )

Источник

Adblock
detector