Меню

Почему мусульмане не сидят за одним столом



Можно ли сидеть за одним столом с немахрамами (братьями мужа и т. д.)?

Вопрос: Можно ли сидеть за одним столом с немахрамами (братьями мужа и т. д.)? Пусть Аллах буден доволен вашей работой! (Караганда, Казахстан)

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Свободное общение между лицами противоположного пола не разрешается исламом. Аллах подчеркнул необходимость некоторого разделения между мужчинами и женщинами. Коран гласит:

Данный аят показывает, что при необходимости обращения мужчины к посторонней (немахрам) женщине общение должно производиться с определенным разделением.

Поэтому нельзя есть за столом, если посторонние (немахрам) мужчины и женщины сидят рядом или напротив друг друга. Брат мужа тоже входит в число немахрамов.

Но если имеется разделение между мужчинами и женщинами, и стол столь длинный, что посторонние мужчины и женщины не сидят рядом (например, мужчины заняли одну половину стола, а женщины – другую, и при этом женщины от посторонних мужчин отделены махрамами, преградой или значительным объемом свободного места), то тогда это допустимо.

Как бы то ни было, лучше всего, чтобы за столом не сидели посторонние лица противоположного пола.

Да вдохновит всех нас Аллах на более внимательное отношение к нормам разделения и да поможет Он нам внедрить их в свою жизнь! Аминь.

А Аллах знает лучше.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q534)

Источник

Почему мусульмане не сидят за одним столом

Культура мусульманского застолья. (Источник фото: freepik.com)

Зачастую мы не обращаем внимания на то, как ведем себя за столом, как мы едим, о чем говорим, как много питаемся, с кем трапезничаем и о чем ведем беседы. А ведь обычно именно за трапезным столом мы знакомимся с новыми людьми, именно совместные приемы пищи объединяют нас с близкими. Поэтому мы должны провести это время с пользой, ведь даже прием пищи — это своеобразное поклонение Всевышнему, если, конечно же, все делать правильно.

Очень важно следить за качеством своего окружения. Например, человек, приглашающий к себе в гости кого-либо должен стараться выбирать благочестивых людей и не звать нечестивцев, ведь Пророк (мир ему) сказал: « Да вкушает твою еду только богобоязненный» 1 (Сахих аль-джами’ ас-сагъир).

Давайте же посмотрим, как должен проявить себя истинный мусульманин за столом:

1. Начинать прием пищи, как и все другие дела, следует с поминания Всевышнего. Желательно перед началом трапезы произнести: «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим» .

Дуа, которые следует произносить до и после еды

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Любые слова и дела, которые не начинаются поминанием Всевышнего Аллаха (зикр), являются неполноценными» . (Ахмад).

2. Перед едой и после приёма пищи нужно помыть руки. При этом, например, если собрались люди разного возраста и место для мытья рук только одно, сначала вымыть руки следует молодым, а уже после еды старших следует пропустить вперёд.

3. Не следует начинать есть первым, если за столом сидят имеющие на это право старшие по возрасту или более достойные люди, которым в свою очередь, не следует заставлять ждать собравшихся для трапезы.

4. С детства нам говорили, что говорить за столом нельзя. Однако, согласно Сунне Пророка (мир ему), это не совсем правильно. Во время трапезы не следует молчать, однако говорить можно только то, что угодно Аллаху и приятно сидящим за столом.

5. Каждый из сидящих за столом должен думать о своих товарищах и не стараться съесть больше других.

Однажды к пророку Мухаммаду (мир ему) пришел в гости человек неверующий. Посланник Божий (мир ему) приказал домашним подоить козу. Гость выпил надоенного молока и не насытился. Подоили еще одну, а он опять не насытился. И так продолжалось до тех пор, пока этот человек не выпил столько молока, сколько надоили с семерых коз.

Гость переночевал и наутро [к удивлению многих] стал верующим [в корне изменившись и преобразившись]. На завтрак ему принесли молока, надоенного с одной козы. Он выпил. Затем принесли еще, но гость не смог допить. [Все поразились, а] Пророк (мир ему) пояснил: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а неверующий — за семерых» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмиз).

6. Тому, кто ест слишком мало, можно предлагать попробовать что-то из блюд, но не более трех раз, чтобы не досаждать. Однако говорить «Клянусь, ты обязательно должен съесть это!» запрещено.

7. Пусть сидящий за столом не смотрит на своих товарищей и не наблюдает за ними, чтобы они не стеснялись. И следит только за собой.

8. В случае, если что-либо из еды упало на пол, её необходимо подобрать. Из уважения к хлебу нельзя оставлять на полу даже то, что выпало из рук.

Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Уважительно относитесь к хлебу!» (аль-Хакима и аль-Байхакы).

9. Не следует класть косточки или мякоть фруктов в ту же тарелку с фруктами, а также держать их вместе в руке.

10. Во время приёма пищи не надо есть горячую пищу и дуть на неё. От Абу Са‘ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Посланник Аллаха (мир ему) запретил пить из сосуда с брешью, а также дуть на напиток» (Абу Давуд, Имам Ахмад, Ибн Хиббана).

11. Также не следует делать то, что будет неприятным для других.

Если же человеку понадобится вынуть что-либо изо рта, пусть отвернётся в сторону и достанет это левой рукой.

12. Важным после завершения трапезы является поблагодарить Бога на любом из языков мира. Согласно сунне, следует сказать «Аль-хамду лил-ля» (слава Аллаху).

1. Ученые говорили, что этот хадис касается того случая, когда человек сам выбирает, кого пригласить на трапезу. Что же касается гостей, то у них другое положение, и нет ничего запретного в том, чтобы их угощать, даже если они не богобоязненные, а нечестивые и неверные. Пророк (мир ему) приглашал и неверных и других, кормил их и проявлял уважение, рассказывая им об исламе. И он говорил: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Судный день проявляет почет к гостю!» И проявлять почет гостю велено шариатом, даже если он не мусульманин (Фатава нурун ‘аля ад-дарб).

Читайте также:  Obs как добавить рабочий стол

Источник

Можно ли мужчинам и женщинам сидеть за одним столом?

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

1. Семьям разрешено жить вместе до тех пор, пока во время семейных собраний, на которых присутствуют немахрамы, все мужчины и женщины сохраняют целомудрие в одежде и речи, и все они следуют учению Ислама.

2. Всем мусульманским семьям разрешено и даже очень желательно посещать друг друга.

В ответ на Ваш вопрос имам Ясир Фазага заявляет:

«Ислам призывает поддерживать крепкие связи с семьями и родственниками, будь они связаны кровью, браком или воспитанием. Более чем в одном аяте Корана Всевышний напоминает нам об этом.

Так, Всевышний Аллах говорит:

„О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами“ (Коран, 4:1).

Семьи могут выбрать совместное проживание при условии, что сохраняется конфиденциальность, скромность и уместность в одежде, поведении, а также разумная дистанция.

Если семьи решают не жить вместе, тогда им настоятельно рекомендуется посещать друг друга, применяя то же самое, упомянутое выше, правило».

Источник

Форум для мусульман

Может ли мусульманка сидеть рядом и кушать вместе с женщиной

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#21 ADIA

#22 maryam-milya

#23 maryam-milya

#24 Соня

ситуация 1. к вам приходит ваша хорошая знакомая (допустим это жена одного из друзей вашего мужа, она не соблюдающая мусульманка или не мусульманка), вы накрываете стол для мужчин, удаляетсь с этой девушкой в другую комнату и перед вами два варианта, сесть с ней покушать, поговорить, возможно и об Исламе, сделать ей даваат, показать какой доброжелательной должна быть мусульманка или встать и сказать «я с тобой кушать не буду, ты не молешся, не соблюдаеш законы АЛЛАХА, пока ты не начнеш их соблдать, я с тобой за один стол не сяду»

ситуация 2. вы идете в гости, мужчины сидят в одной комнате, вы с женщинами на кухне садитесь пить чай (хозяйка или кто нибудь из присудствующих не соблюдающая мусульманка или не мусульманка), опять два варианта, первый, вы садитесь со всеми за стол, ведете приятную беседу, рассказываете об Исламе, делаете даваат, второй вариант, вы отказываетесь содится со всеми за стол, опять же оргументируя это уже выше приведенными словами.

и таких ситуаций можно привести очень не мало, так стоит ли быть столь категоричных в своих действиях, неужели надо отталкивать всех и вся в самом начале, если бы меня так приняла в мечете когда я была не мусульманкой, то меня бы никакими средствами не затащить было бы в мечеть сново, а ведь я пол года ходила в нашу мечеть, и женщины не только со мной чай пили, но и молились рядом со мной, а ведь я не была еще тогда мусульманкой, просто мне хотелось помолиться, я училась и пробовала, и они не отталкнули меня.

З.Ы. любители ставить клейма, не надо в сем монологе искать зацепки до ваших личностей

#25 Админка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • ситуация 1. к вам приходит ваша хорошая знакомая (допустим это жена одного из друзей вашего мужа, она не соблюдающая мусульманка или не мусульманка), вы накрываете стол для мужчин, удаляетсь с этой девушкой в другую комнату и перед вами два варианта, сесть с ней покушать, поговорить, возможно и об Исламе, сделать ей даваат, показать какой доброжелательной должна быть мусульманка или встать и сказать «я с тобой кушать не буду, ты не молешся, не соблюдаеш законы АЛЛАХА, пока ты не начнеш их соблдать, я с тобой за один стол не сяду»

    ситуация 2. вы идете в гости, мужчины сидят в одной комнате, вы с женщинами на кухне садитесь пить чай (хозяйка или кто нибудь из присудствующих не соблюдающая мусульманка или не мусульманка), опять два варианта, первый, вы садитесь со всеми за стол, ведете приятную беседу, рассказываете об Исламе, делаете даваат, второй вариант, вы отказываетесь содится со всеми за стол, опять же оргументируя это уже выше приведенными словами.

    и таких ситуаций можно привести очень не мало, так стоит ли быть столь категоричных в своих действиях, неужели надо отталкивать всех и вся в самом начале, если бы меня так приняла в мечете когда я была не мусульманкой, то меня бы никакими средствами не затащить было бы в мечеть сново, а ведь я пол года ходила в нашу мечеть, и женщины не только со мной чай пили, но и молились рядом со мной, а ведь я не была еще тогда мусульманкой, просто мне хотелось помолиться, я училась и пробовала, и они не отталкнули меня.

    З.Ы. любители ставить клейма, не надо в сем монологе искать зацепки до ваших личностей

    Please Login or Register to see this Hidden Content

    Читайте также:  Как красиво изменить свой рабочий стол

    Источник

    Правила приема пищи у мусульман

    Самое главное правило, относящееся к приготовлению и приему пищи у мусульман, заключается в соблюдении пищевых запретов, налагаемых исламом. И хотя в современном мире они стали менее строгими, большинство верующих придерживается их и старается употреблять в пищу только разрешенные продукты (халял).

    Эти запреты связаны еще с доисламскими традициями, когда древние арабы, убивая животное, быстро перерезали ему горло и сливали кровь, спеша при этом произнести имя своего божества.

    Потом в период становления ислама этот обычай был освящен пророком Мухаммедом: «Мертвые животные, кровь, мясо свиньи, а также те животные, что были убиты без упоминания имени Аллаха, — все это запрещено. ».

    И лишь одно оправдание есть у мусульманина, принявшего в пищу запрещенный продукт, если сделал он это не намеренно, а по принуждению.

    Кроме того, мусульманин может есть мясо только в том случае, если животное было забито правоверным, то есть мусульманином. Итак, мясо животных, забитых не по исламскому закону, свинина, алкоголь, змеи, лягушки, а также сладости, приготовленные с добавлением алкоголя, и блюда, содержащие желатин из соединительных тканей свиньи, являются харамом и не могут быть употреблены в пищу.

    Ислам настоятельно рекомендует при сервировке стола обращать внимание на 3 основных качества: чистоту, аккуратность и умеренность. Последнее относится главным образом к количеству блюд и используемых для их приготовления продуктов. Кроме того, сервировать стол желательно красиво, но не за счет больших энергетических, временных и материальных затрат, поскольку еда для мусульманина — не самоцель, а жизненная необходимость. С этим связан запрет на использование посуды из золота и серебра.

    Если при сервировке стола используется посуда, которая принадлежит не мусульманам, ее необходимо хорошо помыть.

    Прежде чем приступить к еде, мусульмане, причем все без исключения сидящие за столом, сначала произносят: «Бисмиллях Ал-Рахмани Ал-Рахим» (Во имя Аллаха, милостивого и милосердного), а затем: «Аллахума барик лана фима разактана ва кина адхаб ал нар» (О, Аллах! Благо твоя пища и защити нас от дьявола).

    Имя бога («Бисмиллях») произносится перед каждой переменой блюд.

    Если кто-то по забывчивости не упомянул имя Аллаха в начале трапезы, то в ее конце он должен сказать следующее: «Бисмилляхи ва ахириху» (С именем Аллаха начинаю и заканчиваю).

    Перёд тем как встать из-за стола, мусульмане благодарят Аллаха за пищу словами: «Альхамдулиллахи лази ат амана ва сакана ва джа алана муслимин» (Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами).

    До и после еды полагается мыть руки. Причем делается это не в специально предназначенной для этого комнате, а прямо за столом. Сын или дочь хозяина дома, не достигшие совершеннолетия, подносят гостям по очереди тазик и льют им на руки воду из кувшина, после чего гости вытирают руки полотенцем. Особо почетным гостям воду приносит сам хозяин.

    По этикету первым моет руки самый уважаемый гость, затем гость, сидящий от него справа и т. д. После еды первым споласкивает руки гость, который до еды сделал это последним.

    Мусульманская трапеза начинается и заканчивается щепоткой соли. Перед тем как отведать первое блюдо, надо взять соль и сказать: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного».

    Брать пищу полагается только правой рукой (левая предназначена для гигиенических целей) и только тремя пальцами. В шариате ничего не сказано про столовые приборы, поэтому под влиянием Запада они стали широко использоваться и в мусульманском мире. Однако держать их полагается тоже только в правой руке.

    Хлеб на Востоке считается священным, на нем дают клятву, поэтому на стол его подают первым. Есть его надо начинать сразу же, не спеша, не дожидаясь других блюд. Хлеб берут двумя руками и ломают, причем делает это, как правило, хозяин дома. Резать его ножом не рекомендуется по 2 причинам. Во-первых, на Востоке его пекут в виде лаваша или лепешек, которые удобнее ломать, чем резать.

    Во-вторых, бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, бог урежет пищу.
    К хлебу мусульмане относятся с большим уважением. Если вдруг кусок хлеба упадет на землю, то его надо обязательно поднять и положить в такое место, где его найдет и съест животное или птица. Даже крошки, нечаянно выпавшие изо рта во время еды, надо аккуратно подобрать и положить обратно в рот — это принесет счастье. А выбросить крошки — значит выказать свою гордость и неуважением к присутствующим.

    Лепешек на стол кладут ровно столько, сколько за ним сидит едоков. И следующую лепешку ломают только после того, как была съедена предыдущая. В противном случае это была бы неоправданная трата, грех (исраф).

    Очень четкие рекомендации дает ислам в отношении питья воды, чая, кофе и других напитков. Воду рекомендуется пить сидя. Исключение из этого правила делается только в двух случаях. Во-первых, стоя пьют воду из источника Зам-Зам во время Хаджа. Во-вторых, стоя можно выпить воду из кувшина, оставшуюся после омовения, но только в том случае, если человек очень захочет пить.

    Нельзя пить воду из горлышка бутылки или кувшина. Пиалу, бокал или любой другой сосуд для питья следует держать правой рукой. Неприлично пить воду залпом, шумно втягивая ее в себя. Правильно пить ее в 3 приема: 1-й раз сделать 1 глоток, 2-й раз — 3, 3-й раз — 5, всякий раз отрываясь от края сосуда. Однако если количество приемов будет больше или меньше, количество глотков обязательно должно быть нечетным. Перед тем как сделать первый глоток, надо сказать: «Бисмиллях» (Во имя Аллаха), а после последнего: «Альхамду лиллах» (Слава Аллаху).

    Воду или прохладительный напиток рекомендуется пить маленькими глотками. А чтобы остудить горячий чай или кофе, на них не надо дуть: следует подождать, пока они остынут.

    Читайте также:  Как нужно сметать крошки со стола

    И последнее: нельзя пить воду помногу или после употребления жирной пищи.

    Процесс приема пищи строго регламентирован шариатом и с точки зрения здоровья. Мусульманину настоятельно рекомендуется есть медленно, не спеша и тщательно пережевывая пищу, поскольку торопливость в еде или проглатывание слишком больших кусков может нанести большой вред пищеварению.

    Одновременно нельзя употреблять холодную и горячую пищу. В противном случае могут начаться проблемы с зубами и желудком.

    Ислам запрещает питаться одним мясом, но и не есть мяса более 40 дней тоже не рекомендуется.

    Особое внимание шариатом уделяется совместимости продуктов. Например, нельзя после рыбы пить молоко и наоборот. Вареное мясо надо есть отдельно от жареного, а сушеное или вяленое — от свежего. Запрещено употреблять подряд 2 горячих (или возбуждающих), 2 холодных (или охлаждающих), 2 мягких (или нежных) либо 2 твердых (или грубых) блюда. Это ограничение относится и к напиткам. Также нельзя есть подряд 2 закрепляющих, 2 послабляющих блюда или 1 закрепляющее и 1 послабляющее. Однако на фрукты последнее ограничение не распространяется.

    После еды необходимо помыть руки и ополоснуть рот. Особенно это рекомендуется сделать после употребления жирной пищи. Затем следует почистить зубы зубочисткой. Использовать для этого палочки из гранатового дерева, базилика, камыша или финиковой ветки запрещено. Спать после еды считается вредным, лучше полежать на спине, закинув правую ногу на левую.

    Уважение к пище мусульманин должен показывать самой позой, которую он принимает за столом (или у скатерти — про стол и стулья в шариате ничего не сказано). Нельзя есть лежа, на спине или на животе, а также принимать пищу стоя или на ходу. Во время еды следует сидеть прямо, не опираясь ни на подушку, ни на свою руку.

    Кроме того, сесть надо таким образом, чтобы не съесть лишнего и потратить на еду оптимальное количество времени. Законы гостеприимства у мусульман священны, поэтому в шариате самым тщательным образом прописан ритуал приема гостей, который верующие должны соблюдать неукоснительно.

    Приглашать в гости следует не только богатых и обеспеченных родных и знакомых, но и малоимущих: «Плоха та пища, которую подают, пригласив только богатых и не пригласив также нуждающихся».

    Если в гости приглашают отца, надо обязательно пригласить и его сына, а также всех родственников, находящихся в этот момент в доме. Гостей встречают у входа, радушно угощают и оказывают им всяческие знаки внимания и уважения. Если они прибыли с продолжительным визитом, то первые 3 дня забота о них должна быть максимальной, а на 4-й день предупредительность хозяев может быть несколько умеренной.

    Угощение на стол подается сразу же, как только гость переступит порог дома, поскольку заставлять его ждать считается неприличным. Также неприлично уговаривать гостя съесть сверх того, что он может съесть.

    После того как стол накрыт, хозяин приглашает гостя начать трапезу. Однако первым протянуть руку к еде должен хозяин. А вот руки после еды первым вытирает гость, и только после него — хозяин. Назойливое угощение гостя шариатом не приветствуется — достаточно повторить приглашение 3 раза.

    За столом хозяин предлагает гостю самые вкусные блюда, сам же старается есть еду попроще. Если же гость проголодался и ест с большим аппетитом, а еды на столе может на всех не хватить, тогда хозяину следует есть меньше, чтобы гость обязательно насытился. Если после застолья гость сразу же захочет уйти, настойчиво уговаривать его остаться не надо. В этом случае хозяин провожает его до двери и на пороге благодарит его словами: «Вы сделали нам честь своим посещением, да воздаст вам за это Всевышний своею милостью». Не менее подробные правила существуют в шариате и для гостей. Например, если вас пригласили в гости, принимать приглашение следует в любом случае, даже если вы знаете, что материальное положение хозяина дома позволяет купить ему только одну баранью ногу. Обижать отказом нельзя ни богатого, ни бедного.

    Неприлично ходить в гости без приглашения. Если вы получили приглашение от 2 человек на одно и то же время, пойти следует к тому, кто живет ближе. Если же оба живут на одинаковом расстоянии от вас, предпочтение надо отдать тому, с кем вы более близки. Получив приглашение, нехорошо приходить в гости со своим родственником или знакомым, у которого такого приглашения нет. Если же такое случится, тогда приглашенный, еще не войдя в дом, должен сказать хозяину: «Этот человек пришел по своей воле, без моего приглашения. Если вам угодно, пусть войдет, если же вы этого не желаете, то пусть удалится». Эти слова снимают с приглашенного нравственную ответственность за незваного гостя.

    Прежде чем отправиться в гости, дома следует немного поесть, чтобы не выказывать излишнюю торопливость в еде. За столом следует занять то место, которое укажет гостю хозяин дома. Во время застолья гостю надлежит вести себя скромно, не озираться по сторонам, разговаривать вежливо, не спорить. Свое мнение можно высказывать только в том случае, если хозяин дома приходится гостю давним другом. До конца застолья необходимо поддерживать за столом мир, согласие и веселое расположение духа у всех присутствующих. Вставать из-за стола можно только после того, как хозяин начнет сворачивать разостланную на нем скатерть. Причем сначала надо помолиться о благополучии хозяина: «О Аллах! Пошли изобилие хозяину дома, предложившему угощение, и увеличь его достояние своею милостью к нему». Затем следует попросить у хозяина разрешения покинуть его дом: вести долгие разговоры после обильного застолья не рекомендуется.

    Хотя ислам и не запрещает есть одному, но по возможности принимать пищу рекомендуется всей семьей. Считается, что чем больше рук протянется к пище, тем больше Аллах пошлет ее на пользу людям и тем больше увеличится благосостояние хозяина дома.

    Источник