Меню

Круглый стол наша жизнь как ценность



Круглый стол-размышление на тему: « В чем смысл жизни. »

Круглый стол — размышление на тему:

« В чем смысл жизни. »

Цель: обсудить с учащимися понятие «ценности», его буквальное и переносное значение; развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности; способствовать осознанию учащимися собственной жизни, ее целей, пониманию своих сил и возможностей.

Ход классного часа:

1. Вступительное слово классного руководителя.

У: На пороге XXI века становиться актуальным задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл. Чтобы поразмышлять над этой не легкой темой, мы и собрались здесь, на классном часе.

Шестнадцать — возраст откровенный,
Пора влюбленности и грез,
Пора волнений и сомнений,
И нежных встреч, и тайных слез.

Такая волнующая жизнь у вас сейчас. Совсем скоро вы, ребята, окажетесь во взрослой жизни. С каким жизненным опытом? С каким запасом духовно-нравственных качеств? Как будете жить вдали от дома?

Эти вопросами задаются не только ваши родители, но и мы, учителя.

Очень хорошо, что сегодня у нас гости:

(учителя-предметники, классные руководители, администрация).

Это взрослые люди, за плечами которых жизненный опыт с радостями и разочарованиями. Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, работа. Они точно знают, что такое жизнь.

И, я думаю, что они нам сегодня помогут ответить на этот очень непростой вопрос.

Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.

Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает.

Жизнь – это свет, а свет кого-то слепит.

Жизнь – это борьба, а в борьбе должен быть победитель.

Жизнь. В этом слове не мало значений.

Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

Жизнь птицы, живущей 3 весны.

Жизнь человека. И жизнь страны.

В этом стихотворении все повествования переплелись. Разве можем мы жить без цветов, без птиц? Что же все-таки такое жизнь? Можно жить, а можно и существовать!

А жизнь и существование одно и то же ли это?

В чем разница между существованием и жизнью?

У: И сейчас для вас прозвучит песня в исполнении , а вы скажете, о чем она пела – о жизни или о существовании?

О чем же она пела? (о существовании). Какие мы можем выявить критерии жизни и существования?

Существование – жизнь без целей, планов, интересов, увлечений.

У: Мне хотелось бы продолжить наш классный час с пересказа известной притчи:

«Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

— Попробуем и мы с вами задать этот вопрос:

Вопрос «Что такое жизнь?»

2. Перед нами символическое «Дерево жизни».

Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни — это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи!

А что по-вашему жизнь?

Послушайте притчу.
«Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусок.
-Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
-Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. »
Так вот и я в ваши ладони тоже положу этот кусочек (зелёные и красные плоды дерева жизни) и давайте попробуем вместе
Определить понятие «Жизнь» одним словом, которое поддерживает человека, делает его счастливым.
Дерево жизни: (9-классники и присутствующие взрослые на шаблоне яблока пишут своё значение слова «ЖИЗНЬ» — это плоды дерева жизни. Зелёные плоды – 9-классники заполняют, красные плоды — взрослые).

На доске: дерево жизни, по одну сторону – зелёные плоды, по другую – красные плоды.

«Трое смотрят в лужу.
Один видит себя.
Другой — Луну и звёзды.
Третий — грязь.
У всякого свое зрение. »
Поэтому и у вас получились разные «подпорки». Но есть и одинаковые, давайте выделим их:
Первую можно назвать «ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ».

(Ответы учащихся, их понимание жизни).

У: Итак, жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Известно, время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Вопрос «А что может быть содержанием человеческой жизни?»

Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни, это ваша жизненная цель.

(Учащиеся выстраивают лестницу мечты, и, если у них есть желание, они могут поделиться с группой, что означает каждая ступень лестницы, чем она для них важна)

3. Разброс мнений «Цена и ценность»

— Поднимаясь по лестнице, мы всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, преступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Наш подъём будет зависеть от того, по каким законам мы будем строить нашу жизнь, какие нравственные ценности будут, словно маяк, освещать наше движение по лестнице жизни.

Дайте ответ на следующий вопрос: какие пороки и зловредные привычки, по — вашему, мешают человеку жить долго и счастливо?

Обобщение. В наше время общество поражено тремя основными пороками: алкоголем, табаком и наркотиками, которым вполне подходит название «Добровольное сумасшествие».

Один из самых страшных пороков 21 века – наркомания.

«Наркомания» — от греческих слов «нарко» — сон, оцепенение, онемение и «мания» — страсть, безумие. Наркомания считалась нехарактерной для России. «У нас страна, пьющая водку, зачем еще какую-то наркоту употреблять?» — так многие думали раньше. Однако сегодня ситуация резко изменилась. Слово «наркотики» и однокоренные с ним слова знаком всем.

В. Что вам известно о наркомании, наркотиках? (сообщения учащихся)

Обобщение. Часто наркоманом становится человек, не обретший себя в личной жизни, обделенный вниманием, сочувствием, дружбой, пониманием и любовью, плохо управляющий своими эмоциями, готовый под влиянием неожиданных поворотов судьбы и разочарования впасть в отчаяние, панику и тоску. Это человек со слабой волей, не способный отказаться от сигарет, выпивки, укола. Это горе миллионов отцов и матерей, жен и мужей. Это разрушенные семьи, невостребованные таланты, преданные чувства, сломанные судьбы. И все это страшная плата за краткий миг искусственной, химической радости.

Он хотел быть похожим на очень крутого,

Он не думал, что это для жизни угроза.

А теперь в словаре его только три слова:

Шприц, наркотик и доза.

В этом не было, в общем-то, умысла злого,

Травка первая пахла, как дивная роза.

А теперь в словаре его только три слова:

Шприц, наркотик и доза.

Где поэзия, где обещанный рай?

Лишь страдания, боль наступают упрямо.

Мой сыночек, прошу тебя, не умирай!

Шприц, наркотики, мама…

А теперь я вас попрошу разделиться на две команды – Оптимисты и Пессимисты.

Оптимисты считают, что употребление наркотиков, алкоголя и табака – положительные моменты в жизни человека. Пессимисты выступают против никотина, токсикомании, алкоголизма. (Дается несколько минут на обсуждение). Команды обмениваются репликами.

Обобщение. Судя по ответам, положительных моментов при употреблении никотина, алкоголя и наркотиков весьма мало, зато отрицательных хоть отбавляй.

В конце нашего разговора хочу рассказать один анекдот.

Корреспондент спрашивает у деда: «Дед, у вас в селе СПИД есть?» Дед, не зная, о чем идет речь, рассуждает про себя: «Скажу, что нет, подумает, что у нас глушь какая-то. Скажу, что есть – еще просить начнет». И тогда он решил ответить так: «Есть, да очень мало, так, только для себя». Но то, что простительно старым людям, так как информационный багаж содержит сведения о годах прошедших, молодым не к лицу. Поэтому делайте умный выбор, выбирайте жизнь без риска, без алкоголя и наркотиков, выбирайте то, что приведёт вас в счастливое будущее.

И прежде чем сделать свой выбор, давайте определим, что есть ценность (работа со словарем).

Условно, когда мы говорим «ценности», мы подразумеваем культурологические ценности, выработанного человечеством за историю его существования и вознесенные на гребень культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой, считая еду, вещи и деньги условиями существования, ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, познание, природу. Когда древние ставили философский вопрос: «Жить, чтобы есть, или есть чтобы жить?» — то выбор их был однозначен: «Есть, чтобы жить!»

Читайте также:  Как правильно пользоваться столовыми приборами за столом

Чтобы до конца понять, что такое ценность, давайте сопоставим ее с категорией «цена» (работа со словарем).

Таким образом, цена – это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Поэтому, она материальна, вполне определенна и имеет предметную, доступную ощущениям, субстанцию (можно поглядеть, потрогать, понюхать, взвесить и т. д.).

Ценность – то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценность духовна, ощущениями ее не обнаружишь. Пушкинское: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» — предельно точно очерчивает границы цены и ценности. Для цены – сферы рынка, для ценности – душа. Цена исчерпаема и истребима: продукты питания съедаются, вещи изнашиваются, жилище разрушается, и все это подвластно вандалистическому уничтожению.

Цена заменима: всегда найдётся товар, превосходящий другой товар по качеству, способный вытеснить предшественника.

Ценность незаменима: отсутствие любви не восполняется любовью к другому; чудесная встреча с прекрасным человеком не повторяется; взгляд, брошенный тебе как поддержка, не имеет другого дубля.

4. Упражнение «Что я ценю в людях?»

— Таким образом, объясняя свой выбор, вы выходили на ценности. А теперь давайте вместе составим перечень вечных ценностей.

(Совесть, милосердие, любовь, дружба, справедливость, доброта, смелость, честность, порядочность и т. д.)

— Давайте обратимся еще к одной притче:

«В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранилась.

— Много ли достигла в жизни эта старушка?

— Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?

— Каковы были ее жизненные ценности?

У: И в заключении еще раз просмотрим созданные вами лестницы желаний и внимательно прослушаем наказ известного педагога : «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо …»

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»

Источник

Наша жизнь как ценность Круглый стол Цели мероприятия

Наша жизнь как ценность

Цели мероприятия: дать возможность учащимся задуматься над такими «вечными вопросами», как смысл человеческой жизни, смерть, бессмертие, уникальность человеческой жизни.

Я измеряю ценность жизни не количеством прожитых лет, ибо вокруг полно людей, которые живут, не зная жизни, без понимания обязанностей и предназначения человека, за всю свою сознательную жизнь не совершивших ничего достойного. Измеряю достигнутой степенью духовно-нравственного и научно-интеллектуального развития, количеством полезных, добрых дел, а также тем, сколь важным и весомым оказался этот труд для общества. Али Апшерони

Без пользы жить — безвременная смерть. Иоганн Вольфганг Гете

В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей. (. ) Энн Ландерс

Идти на Небо по ступеням добрых дел –

Вот жизни смысл и наш земной удел. Елизавета Резникова

Я начала понимать, что отсутствие смысла жизни — это только моя вина.

Иван Ильин, русский философ, правовед, литературный критик, публицист:

«Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться. И вот без свободы нельзя ни молиться, ни творить, ни любить».

«Несчастье современного человека велико: ему не хватает главного – смысла жизни»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Жизнь сердца, — это любовь, а его смерть — это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования».

Звучит мелодия песни «Жизнь — река» С. Михайлова.

Я правила игры не изменю

Где время не заметно утекает

И жизни быстротечная река

Назад меня к истокам не пускает

Понимаю сердцем я

В детство счастья дверца

Лишь с мудростью небесной

Смысл открывается к сорока годам

Где ты? Время где не слушался

Где в догадках путался

Изредка смотря на верх

Где ты? Время безоглядное

Где душа нарядная не знала грех

Я смотрел в тебя времени река

Времени река, трудная река, жизнь моя река

Начав однажды с небом разговор

Что было не понятным, стало ясным

Душа моя узнав зачем живет

В мгновенье ока стала необъятной

Отраженье истины мы не видим истины

В водах своих рек

И спешим все в бездну мы

Не найдя небесного, так за веком век

Жизнь – это поезд в никуда?

Вслед за постигшим горем всегда идут его спутники. Эти спутники стучаться к нам, не отпускают нас и не дают спокойствия. Днем и ночью они отнимают наши силы, занимают наши мысли, отвлекают нас, требуя ответов… Кто эти спутники? Эти вечные вопросы «Зачем жить?», «Как дальше быть и куда идти?», «В чем смысл жизни?»

Подобного рода вопросы обязательно должны быть разрешены. При всем трагизме ситуации, которую переживает горюющий человек, понимание смысла жизни может стать важнейшим трамплином для понимания себя, преображения своей жизни, жизни окружающих, придания ей настоящего смысла, о котором, к сожалению, мы заботимся обычно только в кризисные этапы своей жизни. Человек, понявший смысл жизни, может понять и смысл смерти. Это послужит не только утешением самому горюющему, но и тому, кого мы оплакиваем, по кому тоскуем.

Зачем человеку знать смысл жизни, можно ли как-нибудь прожить без него?

Ни одно животное не нуждается в этом понимании. Именно желание понять цель своего прихода в этот мир отличает человека от животных. Человек – высшее из живых существ, ему недостаточно только питаться и размножаться. Ограничивая свои потребности только физиологией, он не может быть по-настоящему счастлив. Имея смысл жизни, мы получаем цель, к которой мы можем стремиться. Смысл жизни – это мерило того, что важно, а что – нет, что полезно, а что вредно для достижения нашей главной цели. Это компас, который показывает нам направление нашей жизни.

В таком сложном мире, в котором мы живем, без компаса обойтись очень трудно. Без него мы неминуемо сбиваемся с пути, попадаем в лабиринт, упираемся в тупики. Именно об этом говорил выдающийся философ древности Сенека: «Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает».

День за днем, месяц за месяцем, год за годом мы блуждаем по тупикам, не видя выхода. В итоге это хаотическое путешествие приводит нас к отчаянию. И вот, застряв в очередном кризисе, мы чувствуем, что у нас нет уже ни сил, ни желания идти дальше. Мы понимаем, что мы обречены всю жизнь попадать из одного тупика в другой, мы теряем цель жизни, мы существуем, а не живем. Иногда в такие минуты нас захлестывает отчаяние. Действительно, зачем жить, если нельзя никуда выйти из этого ужасного лабиринта?

Как оценить, насколько верен определенный смысл жизни.

Мы видим человека, который что-то делает в механизме своей машины. Есть смысл в том, что он делает или нет? Странный вопрос, скажете вы. Если он починит машину и отвезет на ней семью на дачу (или соседа в поликлинику), то, конечно, есть. А если он целый день копается в своей раздолбанной машине, вместо того, чтобы уделить время своей семье, помочь жене, прочитать хорошую книгу, и никуда на ней не ездит, то, конечно, смысла нет.

Вот так и во всём. Смысл деятельности определяется по её результату.

Смысл человеческой жизни тоже нужно оценивать через итог. Итог для человека – момент смерти. Нет ничего более определенного, чем момент смерти. Если мы запутались в лабиринте жизни и не можем размотать этот клубок с начала, с рождения человека, то давайте его размотаем с другого, очевидного и точно известного конца – смерти.

Если мы поступим так, то в большинстве случаев увидим, что жизнь людей, которые не рассматривают смысла своего существования со стороны смерти, иллюзорна, пуста. Что те ценности, по которым мы живем — лживы и обманчивы, потому что не учитывали этот важнейший этап – смерть.

Именно об этом писал М.Ю. Лермонтов свои замечательные строки:

Мы пьем из чаши бытия

с закрытыми очами,

златые омочив края

своими же слезами;

когда же перед смертью с глаз

и все, что обольщало нас,

с завязкой упадает;

тогда мы видим, что пуста

была златая чаша,

что в ней напиток был – мечта,

и что она – не наша!

Читайте также:  Как зделать свой рабочий стол красивей

Ведущий : И ллюзорные смыслы жизни.

Учащийся 1: Среди ответов на вопрос о смысле жизни есть три самых примитивных и очень глупых. Обычно такие ответы дают люди, которые серьезно не задумывались над этим вопросом. Ответы настолько примитивны и лишены логики (и на самом деле обусловлены лишь ленью трудиться над поисками смысла жизни), что нет смысла рассматривать их подробно. Однако, давайте коротко рассмотрим их.

«Все так живут, не задумываясь, и я проживу»

Во-первых, так живут не все. Во-вторых, уверены ли Вы, что эти «все» счастливы? И счастливы ли Вы, живя «как все», не задумываясь? В-третьих, что смотреть на всех, у каждого своя жизнь, и каждый сам ее строит. И когда что-то не заладится, не «всех» винить придется, а себя… В-четвертых, рано или поздно большинство «всех», оказавшись в каком-либо серьезном кризисе, все-таки тоже задумается о смысле своего существования.

Так что, может быть, не стоит ориентироваться на «всех»? Еще Сенека предупреждал: «Когда возникает вопрос о смысле жизни — люди никогда не рассуждают, а всегда верят другим, а между тем зря: примыкать к идущим впереди опасно». Может быть, стоит прислушаться к этим словам?

2. «Смысл жизни – в самой жизни, нужно просто жить».

Несмотря на то, что эти фразы красивы, претензициозны, они могут сработать в группе детей или низкоинтеллектуальных людей, но в них нет никакого смысла.

Любому человеку понятно, что смысл сна не в том, чтобы спать, а в восстановлении систем организма. Мы понимаем, что смысл дыхания не в том, чтобы дышать, а в том, чтобы могли происходить окислительные процессы в клетках, без которых жизнь невозможна. Мы понимаем, что смысл работы не в том, чтобы просто работать, а чтобы принести пользу себе и людям на этой работе, смысл похода в магазин не в самом движении, в а в покупках которые последуют. Так что разговоры о том, что смысл жизни в самой жизни – детские отговорки для тех, кто не хочет над этим думать серьезно. Это удобная философия для тех, кто не хочет признаваться в отсутствии у него смысла жизни и не хочет его искать. Смысл не может заключаться в самом процессе его поиска, а обязательно должен быть вынесен на финал этого процесса.

3. «Смысла в жизни нет».

Логика здесь такая: «Я не нашел смысла, значит его нет». Слово «найти» подразумевает, что человек предпринимал некие действия по поиску (смысла). Однако, по правде говоря, многие ли из тех, кто утверждает, что смысла нет, действительно искали его? Не будет ли честнее сказать так: «Я и не пытался найти смысл жизни, но полагаю, что его нет».

Вам нравится это высказывание? Вряд ли оно выглядит разумным, скорее оно звучит просто по-детски. Дикому папуасу может показаться совершенно ненужным, бессмысленным предметом калькулятор, лыжи, прикуриватель в автомобиле. Он просто не знает, для чего нужен этот предмет! Чтобы уяснить пользу от этих предметов, необходимо изучить их со всех сторон, постараться понять, как ими правильно пользоваться.

Кто-то возразит: «Я действительно искал смысл». Тут возникает следующий вопрос: а там ли Вы его искали?

Ведущий: Самореализация как смысл жизни.

Учащийся 2: Очень часто можно слышать о том, что смысл жизни – в самореализации. Самореализация – это реализация своих возможностей с целью достижения успехов. Реализовать себя можно в разных сферах жизни: семье, бизнесе, искусстве, политике и пр.

Этот взгляд не нов, так считал еще Аристотель. Он говорил о том, что смысл жизни – в доблестной жизни, успехах и достижениях. И именно в этом саморазвитии большинство и сейчас видит смысл жизни.

Человек, конечно, должен реализовать себя. Но делать самореализацию основным смыслом жизни – неправильно.

Почему? Давайте подумаем над этим, учитывая неизбежность смерти. Какая разница – самореализовался человек и умер, или не самореализовался, но тоже умер. Смерть сравняет этих двух людей. Жизненные успехи и самореализацию не взять на тот свет! Можно сказать, что останутся на земле плоды этой самой самореализации. Но во первых, эти плоды разные, и, к сожалению, не всегда хорошего качества, а во вторых, даже если они самого лучшего качества, то толку самому человеку, который их оставил, – ноль. Он не может воспользоваться результатами своих успехов. Он уже ушел из этой жизни.

Ведущий: Смысл жизни – в сохранении красоты и здоровья.

Учащийся 3: Хотя древнегреческий философ Метродор и утверждал, что смысл жизни в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться, большинству людей все же понятно, что это не может быть смыслом.

Трудно найти что-то более бессмысленное, чем жизнь ради поддержания собственного здоровья и внешнего вида. Если человек заботится о своем здоровье (занимается спортом, физкультурой, своевременно проходит профилактические медицинские осмотры), то это можно только приветствовать. Мы же говорим о другом, о той ситуации, когда поддержание здоровья, красоты, долголетия становится смыслом жизни. Если человек, видя смысл только в этом, ввязывается в борьбу за сохранение и украшение своего тела, он приговаривает себя к неизбежному поражению. Смерть в итоге все равно выиграет это сражение. Тело закончит свою жизнь на этой земле рано или поздно , как и положено белковым структурам.

Ведущий: Потребление, удовольствия как смысл жизни.

Учащийся 4: «Приобретение вещей и их потребление не может придать нашей жизни смысл.

Накопление материальных вещей не может заполнить пустоту жизни тех, у кого нет уверенности и цели»

(Купец-миллионер Савва Морозов).

Философия потребления появилась не сегодня. Еще известный древнегреческий философ Эпикур (341-270 до Р.Х.) считал, что смысл жизни — в избежание неприятностей и страданий, получении удовольствий от жизни, достижении покоя и блаженства. Можно также назвать эту философию культом удовольствия.

Этот культ царит и в современном обществе. Но даже Эпикур оговаривал, что нельзя жить только ради получения удовольствия, при этом не согласуясь с этикой. Мы же сейчас дошли до царствования гедонизма (проще говоря, жизнь только ради наслаждения), в котором и с этикой свои поступки уже особо никто не согласует. Нас настраивают на это реклама, статьи в журналах, светские хроники, телевизионные ток-шоу, бесконечные сериалы, реалити-шоу. Этим пронизана вся наша повседневность. Везде мы слышим, видим, читаем призывы жить в свое удовольствие, брать от жизни все, ловить момент удачи, «отрываться» по полной…

Учащийся 5: С культом удовольствия теснейшим образом связан культ потребления. Для того, чтобы получить удовольствие, мы должны что-то купить, выиграть, заказать. Потом потребить это, и всё заново: увидеть рекламу, купить, употребить по назначению, получить удовольствие. Нам начинает казаться, что смысл жизни в том и заключается, чтобы пользоваться тем, что повсеместно рекламируется, а именно: определенные товары, услуги, чувственные удовольствия («секс»); впечатления, доставляющие удовольствие (путешествия); недвижимость; разнообразное «чтиво» (глянцевые журналы, дешевые детективы, дамские романы, книги по мотивам сериалов) и т.д.

Таким образом, мы (не без помощи СМИ, однако по своей воле) часто превращаем себя в обессмысленных полулюдей, чья задача – только есть, пить, спать, гулять, выпивать, удовлетворять половой инстинкт, наряжаться… Человек сам низводит себя до такого уровня, ограничивая цель своей жизни удовлетворением примитивных потребностей.

Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Чего же? Смысла. Ведь в удовольствии смысла не найти.

Учащийся 6: Удовольствие не может быть смыслом существования хотя бы потому, что оно проходит и, следовательно, перестает быть наслаждением. Любая потребность удовлетворяется лишь на определенное время, а потом заявляет о себе снова и снова, причем с новой силой. Мы в своей погоне за наслаждением похожи на наркоманов: получаем некое удовольствие, оно скоро проходит, нам необходима следующая доза удовольствия – но оно тоже проходит… И вот мы уже не можем без удовольствий: у нас вся жизнь на этом построена. Причем чем больше мы получаем удовольствия, тем больше нам опять хочется, т.к. потребности всегда растут пропорционально степени их удовлетворения. Все это похоже на жизнь наркомана, с той лишь разницей, что наркоман гонится за наркотиком, а мы за разными другими наслаждениями. Еще это напоминает ослика, бегущего за привязанной впереди морковкой: хотим поймать, а догнать не можем.

Итак, если серьезно задуматься, то очевидно, что удовольствие не может быть смыслом жизни. Вполне естественно, что человек, считающий своей целью в жизни получение удовольствий, рано или поздно приходит к серьезному душевному кризису. Мы потребляем, потребляем, потребляем… и живем так, будто будем потреблять вечно. Однако впереди у нас смерть – и это достоверно известно каждому. Именно смерть покажет нам ложность потребительских установок.

Ведущий: Смысл жизни – в достижении власти.

Учащийся 7 : Не секрет, что есть люди, которые живут ради увеличения своей власти над другими. Именно так и пытался объяснить смысл жизни Ницше. Он говорил, что смысл жизни человека в стремлении к власти. Правда, сама история его жизни (сумасшествие, тяжкая смерть, нищета) стала опровергать это утверждение еще при его жизни…

Читайте также:  Обеденные столы для дачи своими руками

Властолюбивые люди смысл видят в том, чтобы доказать себе и окружающим, что могут возвыситься над другими, достичь того, чего другие не смогли. Ну и в чем же этот смысл? В том, что человек может иметь кабинет, назначать и увольнять, принимать важные решения? Это смысл? Ради того, чтобы получить и удержать власть, они зарабатывают деньги, ищут и поддерживают нужные деловые связи и делают многое другое, нередко переступают через свою совесть…

На наш взгляд, в такой ситуации власть – это тоже своего рода наркотик, от которого человек получает нездоровое наслаждение, и без которого он уже не может. «Подсевшему» требуется постоянное увеличение «дозы» власти.

Разумно ли видеть смысл своей жизни в реализации власти над людьми? На пороге жизни и смерти, оглянувшись назад, человек поймет, что всю жизнь он прожил зря, то ради чего он жил, уходит от него, и он остается ни с чем. Сотни тысяч людей имели огромную, а иногда даже невероятную власть (вспомним Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона, Гитлера). Но в один момент они ее теряли.

И никого еще власть не сделала бессмертным. И настоящего смысла человеческой жизни власть тоже не придала.

Ведущий: Смысл жизни – в приумножении материальных благ.

Учащийся 8: Сейчас очень многие думают, что человек живет для того, чтобы зарабатывать деньги. Именно в приумножении богатства (а не в удовольствии его тратить, о чем мы говорили выше) они видят смысл своей жизни.

Это очень странно. Если не является смыслом всё то, что можно купить за деньги, – удовольствия, память, власть, то как могут быть смыслом сами деньги? Ведь ни одну копейку, ни миллиарды долларов нельзя будет использовать после смерти.

Богатые похороны будут слабым утешением. Ведь душа уйдет уже в другой мир, где не сможет использовать свои накопления.

Ведущий: Одна из задач жизни, но не смысл.

Смысл жизни – жизнь ради близких.

Учащийся 9 : Очень часто нам кажется, что жизнь ради близких – это как раз и является главным смыслом. Многие люди видят смысл своей жизни в близком человеке, в ребенке, супруге, реже – родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него», живут не своей, а его жизнью.

Безусловно, любить своих близких, жертвовать чем-то ради них, помогать идти по жизни – это необходимо, естественно и правильно. Большинство людей на земле хочет жить, получая радость от семьи, воспитывать детей, заботиться о родителях и друзьях.

Но может ли это быть главным смыслом жизни?

Надо признать, что боготворить близких, видеть только в них смысл всей жизни, всех своих дел — это тупиковый путь.

Мы часто отождествляем себя с близким, проживаем не свою, а его жизнь. Мы радуемся не своим, а исключительно его радостям, иногда мы даже забываем о важнейших потребностях своей души ради мелких житейских потребностей близкого человека.

Тем не менее, любой человек смертен, и если он стал смыслом вашей жизни, то лишившись его, Вы почти неизбежно потеряете желание жить дальше. Наступит серьезнейший кризис, выйти из которого можно, только найдя иной, истинный смысл. Можно, конечно, «переключиться» на другого человека, и жить теперь ради него. Нередко люди так и поступают, т.к. они привыкли к подобной симбиотической связи и жить по-другому просто не умеют. Таким образом, человек постоянно находится в нездоровой психологической зависимости от другого, и излечиться от нее он не может, потому что не понимает, что болен.

Учащийся10 : Перенося смысл своей жизни на жизнь другого человека, мы теряем самих себя, полностью растворяемся в другом – таком же смертном человеке, как и мы. Мы жертвуем своей душой ради этого человека, которого тоже когда-то не станет. Оказавшись у последней черты, не спросим ли мы себя: ради чего же мы жили? Растрачивали всю свою душу на временное, на то, что без следа поглотит смерть, создали себе кумира из любимого человека, по сути дела, прожили не свою, а его судьбу… Стоит ли посвящать этому свою жизнь?

Некоторые живут не чужую, а свою жизнь с надеждой, что могут оставить близким наследство, материальные ценности, статус и.т.п. Только мы хорошо знаем, что это не всегда хорошо. Ценности могут в некоторых случаях развратить, потомки (если не ближние, то дальние) могут остаться неблагодарными, с самими потомками может что-то случится и нить порвется. И для чего же тогда человек жил? В этом случае получится, что живя только для других, сам человек прожил свою жизнь без смысла.

Ведущий: Смысл жизни – работа, творчество

Учащийся 11 : Другой распространенный вариант ответа на вопрос о смысле жизни – работа, творчество, некое «дело жизни».

Если мы видим смысл своего существования в каком-либо занятии, пусть даже полезном для общества, в творчестве, в работе — то мы, будучи мыслящими людьми, рано или поздно задумаемся над вопросом: «А что будет со всем этим, когда я умру? И какая польза будет мне от всего этого, когда я буду лежать при смерти?» Ведь все мы прекрасно понимаем, что ни дом, ни дерево не вечны, они не простоят и нескольких сотен лет… И те занятия, которым мы посвящали все свое время, все свои силы, – если они не принесли пользы нашей душе, то имели ли они смысл? В могилу мы не возьмем с собой никаких плодов своего труда – ни произведений искусства, ни сады посаженных нами деревьев, ни наши самые гениальные научные разработки, ни любимые книги, ни власть, ни самых больших банковских счетов …

«Дела жизни» бывают разными. Для одного дело жизни это служение культуре, другого – служение народу, третьего – служение науке, а четвертого – служение ради «светлого будущего потомков», как он его понимает.

Даже если «дело жизни» и поможет поколениям других людей (многие ли из нас способны сделать так много для человечества?), то все равно это не может помочь самому человеку. Все «дела жизни» придется оставить здесь. А для вечной души необходимо совсем другое.

Ведущий: Жизнь – это поезд в никуда?

Учащийся12: Приведем отрывок из замечательной книги Юлии Ивановой «Дремучие двери». В этой книге, молодой человек, баловень судьбы, Ганя, живущий в безбожное время СССР, имеющий хорошее образование, успешных родителей, перспективы задумывается о смысле жизни: «Ганя с удивлением обнаружил, что современное человечество над этим не очень-то задумывается. Никто не хочет, естественно, глобальных катастроф, атомных или экологических, ну а вообще-то едем и едем в нашем вагоне жизни. Некоторые еще верят в прогресс, хотя с развитием цивилизации вероятность полететь под атомный, экологический или прочий откос весьма возрастает. Другие с удовольствием повернули бы паровоз назад и строят насчет этого всякие радужные планы, ну а большинство просто едет в неизвестном направлении, зная лишь одно – рано или поздно из поезда тебя выкинут. Навсегда. А он помчится себе дальше, поезд смертников. Над каждым тяготеет смертный приговор, уже сотни поколений сменили друг друга, и ни сбежать, ни спрятаться. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит. А пассажиры стараются вести себя так, будто им ехать вечно. Поудобнее устраиваются в купе, меняют коврики, занавесочки, знакомятся, рожают детей – чтоб потомство заняло твое купе, когда выкинут тебя самого. Своеобразная иллюзия бессмертия! Детей, в свою очередь, заменят внуки, внуков – правнуки. Бедное человечество! Поезд жизни, ставший поездом смерти. Мертвых, уже сошедших, в сотни раз больше, чем живых. Да и они, живущие, приговорены. Вот шаги проводника – за кем-то пришли. Не за тобой ли? Пир во время чумы. Едят, пьют, веселятся, играют в карты, в шахматы, собирают спичечные этикетки, набивают чемоданы, хотя на выход здесь требуют «без вещичек». А иные строят трогательные планы переустройства купе, своего вагона или даже всего поезда. Или вагон идет войной на вагон, купе на купе, полка на полку во имя счастья будущих пассажиров. Досрочно летят под откос миллионы жизней, а поезд мчится себе дальше».

Вот такая невеселая картина открылась юному Гане после долгих размышлений о смысле жизни. Получалось, что всякая жизненная цель оборачивается величайшей несправедливостью и бессмыслицей. Самоутвердись и исчезни.

Потратить жизнь, чтобы облагодетельствовать будущих пассажиров и освободить им место? Красиво! Но они-то тоже смертны, эти будущие пассажиры. Все человечество состоит из смертных, значит, жизнь твоя посвящена смерти.

Заходи в поезд, садись на свое место, веди себя прилично, занимайся, чем хочешь, только не мешай другим пассажирам, уступай дамам и старикам нижние полки, не кури в вагоне. Перед тем, как уйти навсегда, сдай проводнику постельное белье и выключи свет.

Всё в любом случае оканчивается нулем. Смысл жизни не находится. Поезд идёт в никуда…

Учащийся 13: Как Вы поняли, как только мы начинаем смотреть на смысл жизни с точки зрения ее конечности, то наши иллюзии начинают стремительно пропадать. Мы начинаем понимать, что то, что нам казалось смыслом на некоторых этапах жизни, не может стать смыслом существования всей жизни.

Источник

Adblock
detector