Меню

Круглый стол как форма контроля



Круглый стол как форма контроля

Важно не количество знаний, а качество их.

Можно знать очень многое,

не зная самого нужного.

Выделяют активные и пассивные методы профориентационной работы высшего образовательного учреждения. К пассивным методам можно отнести лекции, беседы о направлениях подготовки, распространение полиграфической продукции, оформление информационных стендов о направлениях и профилях вуза. Активные методы профориентации вуза включают использование интерактивных форм работы, а именно привлечение студентов к работе научных кружков, научно-практических конференций, организации олимпиад, проведению дискуссий, ролевых и деловых игр, тренингов и др. [1].

Интерактивная лекция может быть представлена в различных видах. Для части интерактивных лекций – это двухстороннее взаимодействие между ведущим и участниками. Для других — расширенное обсуждение темы среди участников. Взаимодействие также может относиться к участию студента в обсуждении материала или содержания лекции; это не обязательно означает, что аудитория задает тему всем дискуссиям. Однако во всех случаях интерактивные лекции предполагают активное участие аудитории, чтобы студенты перестали быть пассивными в процессе обучения. Интерактивная лекция также подразумевает другой способ: изменение роли преподавателя. Предоставляя такой вид презентации, преподаватель становится «посредником» или «тренером», а чаще всего должен модерировать лекцию, позволяя обсуждать и использовать новые методы. Важно отметить, что количество студентов в аудитории не диктует характер лекции, а именно может ли лекция быть интерактивной. Некоторые очень маленькие группы могут быть не интерактивными, а некоторые интерактивные методы могут быть включены в класс c более 200 студентами.

Круглый стол – лекция или практическое занятие, в основе его заложены несколько различных точек зрения на один и тот же вопрос, в результате обсуждения которых участники приходят к приемлемым для каждого из них позициям и решениям. Современный образовательный метод по сути своей является «проблемно-ориентированным подходом к обучению и позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации» [2, c. 15].

В ходе круглого стола можно решить следующие педагогические задачи через формирование навыков:

  • активного слушания и коммуникации:

— умения выслушать различные точки зрения;

— умения отстаивать собственную точку зрения;

  • критического мышления и прогнозирования:

— нахождение значимой информации;

— осознание предубеждений и предвзятости;

— критическая оценка доказательств;

  • сотрудничества и позитивного разрешения проблемы;
  • участия в работе групп, решающих общественно значимые проблемы.

Цель исследования

Цель лекции круглого стола – повышение творческого потенциала, высококачественная модификация академической работы учащегося, мотивирование к созданию независимой академической деятельности. Процесс развития этих качеств носит поступательный характер. Пройденные ступени повторяют известные черты, свойства низших, но на более высоком уровне характеризуются необратимостью, не копированием, а движением на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития [3, c. 10].

По окончании обсуждения абсолютно всех интересующих проблем студенты в первую очередь усваивают знания, что дает основу для понимания последующих тем учебной программы. В целях лучшего усвоения материала на других кафедрах университета, непосредственно связанных с данной дисциплиной, мотивация студентов к приобретению знаний в процессе обучения играет не менее важную роль в достижении успеха, чем умственные способности [4, с. 89].

Материалы и методы исследования

Свободная конференция, проходящая в рамках учебного плана, была проведена на кафедре химии Волгоградского государственного медицинского университета. В исследовании принял участие 21 студент: 14 девушек, 7 юношей 4-го курса медико-биологического факультета специальности «Биология» направлений подготовки «Генетика» и «Биохимия». Учащиеся были предварительно предупреждены о проведении круглого стола согласно теме «Стерилизация, определение, методы, контроль качества». Каждый студент должен был выделить наиболее интересные для него проблемы, сформулировать их в письменном варианте и отдать лектору. Далее педагог сортирует полученные от студентов вопросы согласно смысловому содержанию и приступает к проведению лекции. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в ходе которого формулируются ответы на заданные вопросы.

Активизация работы студентов во время круглого стола достигается за счет направленного информирования каждого учащегося лично. В этом основная характерная особенность данной формы лекции. Необходимость сформулировать вопросы и правильно их задать стимулирует мыслительную деятельность, а ожидание получения ответа на поставленную студентом проблему сосредоточивает его интерес на лекции. Вопросы учащихся представлены началом творческих процессов мышления. Студент за период проведения круглого стола осваивает элементы проведения исследования. Выявляются его творческие возможности, возникает общенаучная заинтересованность к решению поставленных проблем. В период проведения круглого стола в обсуждении проблемы участвует каждый студент, это предоставляет возможность выявить способности и дает импульс к началу научной работы.

Личностная, профессиональная и социальная позиция преподавателя к установленным проблемам и их решению оказывает воспитательное воздействие на студентов [5, c. 57].

Опыт участия в лекции — круглом столе дает возможность студентам отрабатывать умение задавать вопросы и отвечать на них, избегать сложных коммуникативных ситуаций, формировать навыки подтверждения и опровержения, с учетом позиций лица, задавшего вопрос.

Более того, такой опыт нормы культурного мышления учит адекватно воспринимать информацию, логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь, анализировать учебные и профессионально значимые проблемы, владеть навыками постановки цели. В дальнейшем это поможет сформировать культурную личность, способную к профессиональной деятельности и решению социально и личностно значимых проблем.

Читайте также:  Как будет по англисский стол

В лекции могут быть использованы проблемы из практики. Это, вероятно, второй наиболее распространенный метод, после опроса, используемый преподавателями медицинских университетов. Использование практических задач усиливает интерес и способствует решению проблем эффективным образом. Он также важен для студентов младших курсов с ограниченным практическим опытом. Во время лекции студентов могут попросить проанализировать или обсудить случай, который представлен на бумаге, на видео или вживую.

Примеры презентаций могут быть структурированы по-разному, и цели их использования должны быть четко очерчены заранее. Например, можно в описании проблемы иллюстрировать конкретный пункт или поддерживать определенные принципы в любой момент в течение лекции. Она также может быть использована для того, чтобы заставить студентов выдвинуть гипотезу о том, что происходит на экране и как решить проблему. В качестве альтернативы студентов можно попросить работать с экспериментом в аудитории, где лектор предоставляет некоторую информацию, спрашивает студентов об их гипотезах и областях для дальнейшего запроса, предоставляет дополнительную информацию и медленно работает через общение со студентами. Примеры этого существуют следующие: студентам предлагается прочитать случай, в котором описана сложная ситуация, включающая в себя проблему, требующую решения. В аудитории студенты должны защищать фактическую основу и рассуждения, которые привели к их решению.

Обучающимся предоставляется краткое описание проблемной ситуации. В группах студенты берут на себя роль лица, принимающего решения, пытаясь разобраться в проблеме. Иногда они делятся на команды и пытаются отстоять свои позиции. Часто они работают в одиночестве. Однако студенческая аудитория должна прийти к решению, которое будет взаимно приемлемым. В ходе лекции предполагается использовать раздаточный материал. Раздаточные материалы полезны для оказания помощи в организации ключевых концепций в целях содействия сохранению информации и чтобы снять давление на преподавателя. Так, например, раздаточные материалы слайдов позволяют студентам больше участвовать в размышлениях о концепциях, а не записывать каждое слово лекции.

В литературе о раздаточных материалах предполагается, что учащиеся получают более высокие баллы на лекциях, сопровождаемых раздаточными материалами, что студенты оценивают их, и что раздаточный материал может быть использован для заметок. Например, в одном исследовании студенты предпочитали писать в пространстве между заголовками, и чем больше свободного места, тем больше заметок. Аналогичным образом обнаружено, что неполные раздаточные материалы способствовали более пристальному вниманию и удержанию в памяти преподаваемого материала [5, c. 57].

В интерактивной лекции раздаточные материалы могут также структурировать обсуждение и/или дополнять содержание лекции. Время, в которое необходимо выдавать раздаточный материал, зависит от его цели. Это полезно перед лекцией, если студент должен подготовиться с помощью дополнительной литературы; это более эффективно в начале лекции, если раздаточный материал неполный; и это наиболее ценно в конце лекции, если раздаточный материал содержит дополнение.

Выводы

Круглый стол правильнее осуществлять в начале исследования проблемы либо раздела. В начале исследования проблемы ключевая задача лекции – обнаружение диапазона заинтересованности студента, уровня его подготовленности к занятию. Педагог имеет возможность сформировать модель поведения аудитории слушателей. Это в особенности принципиально при первом занятии преподавателя со студентами либо в начале чтения спецкурса, при внедрении новых дисциплин и т.п.

Круглый стол в конце курса ориентирован на привлечение интереса слушателей к основным вопросам учебной дисциплины, систематизацию знаний студентов по их будущим профессиям. Ключевая задача круглого стола в завершении проблемы либо раздела – подведение итогов лекционной деятельности. Лекцию подобного рода допускается выполнить и по завершении всего направления с задачей обсуждения возможностей использования теоретических познаний в практике, как ресурса решения задач; в изучении материала последующих учебных дисциплин; средства определения предстоящей профессиональной деятельности. В проведении круглого стола в качестве лекторов могут принимать участие 2-3 преподавателя смежных предметных дисциплин.

В ходе проведенной лекции рассматривались вопросы по процессу уничтожения всех видов микробной флоры, в том числе их споровых форм и вирусов с помощью физических или химических воздействий. Были изложены требования к стерилизации, что вызвало широкий интерес у аудитории: эффективная очистка, соответствующие упаковочные материалы, соблюдение правил хранения, обращения и транспортировки простерилизованного материала, адекватное качество и количество стерилизуемого материала; соответствующая работа оборудования. Рассматривались физические и химические методы стерилизации: паровая; воздушная; гласперленовая в среде нагретых стеклянных шариков; радиационная, с применением инфракрасного излучения; газовая [6, c. 12]. Особое внимание уделялось обработке рук как важнейшему средству профилактики контактной инфекции. В основу различных методов мытья рук положены три основных момента:

1) механическая очистка рук стерильными щетками и мылом для удаления бактерий;

2) дезинфекция — уничтожение оставшихся бактерий с помощью антисептиков;

3) дубление кожи 70% или 96% спиртом.

Способы дезинфекции рук отражены в таблице [6, c. 11-13].

Источник

Методика проведения круглого стола
статья по теме

В статье рассказывается о форме организации Круглого стола, а также приведены способы его проведения.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_provedeniya_kruglogo_stola.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению круглых столов.

Круглые столы — это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» — это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает,. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

  • относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;
  • отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;
  • камерность мероприятия.

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.

Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Ведущий Круглого стола не должен быть:

  • Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.
  • Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии. •
  • Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. • Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.
  • Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.
  • Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.
  • Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования. Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях, нравоучениях и иных формах «работы на публику».

Правила для участников круглого стола:

  • участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;
  • не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры и преподавателей. Кафедры предлагают темы «Круглых столов» с обоснованием необходимости ее обсуждения и разработки. В этом случае следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола. Если масштабы мероприятия выходят за рамки вуза, целесообразно на предварительном этапе подготовки Круглого стола разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии. Следует помнить, что формирование группы участников предусматривает дифференцированный подход: это должны быть не только компетентные, творчески мыслящие люди, но и должностные лица, представители исполнительной власти, от которых зависит принятие решений.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола). При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.
Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, — только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Варианты проведения «круглых столов»:

  • Первый вариант — участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие — распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.
  • Второй вариант — ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.
  • Третий вариант «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.
  • Четвертый вариант — «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

  • краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.
  • общее резюме , извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.
  • полное изложение всех выступлений участников.

Источник