Меню

Как выглядит стул форма



Ликбез: 10 стульев, которые должен знать каждый

Egg Chair, Panton Chair, Louis Ghost Chair — у настоящих знатоков дизайна все эти названия должны отскакивать прямо от зубов! Мы собрали для вас десятку культовых стульев и кресел, без которых немыслим современный дизайн. На самом деле их, конечно, значительно больше

19 сентября 2019

Каждый дизайнер проходит в своей жизни экзамен на проектирование стула и сдать его бывает куда сложнее, чем создать любой другой объект. Потому что изобрести новый стул — все равно что заново изобрести велосипед! Стул — это простой, максимально функциональный предмет нашего домашнего обихода, если он неудобен или непрактичен, этого не скрыть за красивой оболочкой.

В одном кафе (это был кафетерий при миланском музее Триеннале) как-то собрали в одном зале все самые известные стулья, созданные в разное время разными дизайнерами. Посетители могли посидеть на каждом из них, оценить и сравнить их характеристики в деле. Так быстро выяснилось, что одни кресла действительно эргономичны и комфортны, а создатели других в погоне за красотой создали громоздкие, непрактичные и чрезвычайно неудобные объекты.

Мы собрали для вас десять культовых стульев: они входят во все учебники по истории дизайна, а их надежность, качество и функциональность проверены самим временем (а еще популярностью у «пиратов», ведь все эти модели — самые подделываемые в мире!)

Венский («тонетовский») стул, Михаэль тонет

Нет ни одного другого изделия массового производства, которое выпускалось бы без изменений на протяжении более 150 лет. Поэтому знаменитый «тонетовский» стул по праву занимает первое место в нашем обзоре. Он был придуман немецким мебельщиком Михаэлем Тонетом (Michael Thonet), который начал применять в производстве своих изделий старинные технологии гнутья древесины паром. В 1850 году первая партия из 400 абсолютно идентичных стульев, получивших наименование Model №1, отправляется к заказчику в Будапешт. А в 1859 году появляется самый известный из стульев Тонета — Model №14, состоящий из шести стандартных элементов, скручиваемых металлическими винтами. Стулья поставлялись дилерам в разобранном виде по 36 штук в ящике и собирались на месте. Это значительно сократило издержки на хранение и транспортировку. Мебель Тонета была не только самой легкой и дешевой на мировом рынке, но еще и самой прочной: тонетовский стул оставался невредимым и после падения с Эйфелевой башни. Побробнее об истории тонетовских стульев читайте в нашем специальном материале. www.thonet.com.au

Wishbone Chair, Ханс ВЕГНЕР

В 1943 году датский дизайнер Ханс Вегнер (Hans Wegner, подробнее о нем читайте в нашем специальном материале) увидел в музее китайское кресло эпохи Мин. Он буквально влюбился в него, изучил вдоль и поперек и в итоге создал по его мотивам целых семь разных моделей. Одна из них — знаменитый стул Wishbone Chair, выпускаемый Carl Hansen & Søn с 1950 года. Название восходит к вилочковой кости (дугообразной косточке в скелете птиц, которая представляет собой две сросшихся ключицы и расположена между грудиной и позвоночником). Ее форма нашла отражение в характерном Y-дизайне спинки стула: такая конструкция не только выглядит своеобычно, но и гарантирует надежность и стабильность конструкции и удобную поддержку спины. www.carlhansen.com

Eames Plastic Chair DSW, Чарльз и Рэй Имз

В послевоенные годы Чарльз и Рэй Имз (Charles and Ray Eames) активно работали на масс-маркет, стремясь сделать мебель доступной для всех. Они использовали дешевые материалы вроде фанеры и пластика и при этом экспериментировали с технологиями. Они создавали удобную мебель, учитывающую параметры человеческого тела. Знаменитый пластиковый стул DSW, который выпускается Vitra уже больше полувека (модель датирована 1950 годом), за счет разгрузки давления на поясницу до сих пор считается самым удобным стулом в истории. Деревянные ножки делают эту модель устойчивой и надежной, а разнообразие вариантов сидений (которые выпускаются как в пластике, так и в текстильной обивке) и расцветок позволяют подобрать идеальный вариант для любого интерьера. www.vitra.com

Panton Chair, Вернер Пантон

Изобретенный Вернером Пантоном (Verner Panton) стул Panton — безусловная икона дизайна ХХ века (и, как Eames Plastic Chair, один из самых подделываемых предметов мебели в мире). Работать над ним дизайнер начал еще в 1950-е годы, но лишь в 1960 году нашлись энтузиасты — отец и сын Вилли и Рольф Фельбаумы из компании Vitra, — готовые запустить революционную модель в серийное производство. Подробнее почитать об истории этого культового объекта вы можете в нашем специальном материале. www.vitra.com

Jacobsen Series 7 Chair, Арне Якобсен

Икона дизайна, созданная пионером датского дизайна Арне Якобсеном (Arne Jacobsen), — стул Series 7 1955 года, и по сей день остается одним из главных бестселлеров мебельной марки Fritz Hansen. Это штабелируемая модель с сидением из прессованного шпона, доступного в разных расцветках, что делает ее практически универсальным решением для разных типов интерьера.

Читайте также:  Почему у грудничка стул болотного цвета

За свою многолетнюю историю стул неоднократно подвергался всевозможным творческим интерпретациям. Так, например, в 2017 году немецкий дизайнер иранского происхождения Лейла Пидайеш (Leyla Piedayesh), основательница марки одежды lala Berlin, облачила культовый объект в мягкую бархатную обивку глубоких оттенков. www.fritzhansen.com

Louis Ghost Chair, Филипп Старк

Стул Louis Ghost, придуманный в 2000 году Филиппом Старком (Philippe Starck) для марки Kartell, — постмодернистский триумф высокотехнологических инноваций и исторического стиля. Здесь в полной мере проявилась знаменитая старковская ирония: объект из прозрачного поликарбоната представляет собой пластиковую (читай уличную, демократичную, малобюджетную) версию классического помпезного кресла в стиле Людовика XV. Модель выглядит не менее элегантно, но в отличие от своего прообраза может использоваться как в помещении, так и на улице. Просто и гениально, как и все, что делает Старк! www.kartell.it

Chair 69, Алвар Аалто

Стул Chair 69, созданный в 1935 году, — прямой наследник культового трехногого табурета Stool 60 Алвара Аалто (Alvar Aalto)1933 года, который до сих пор остается одним из главных хитов финской маркой Artek. В конце 1920-х годов Аалто начинает эксперименты с гнутой березой, которые привели к разработке уникальной технологии производства мебели, запатентованной в 1933 году. С ее помощью было создано более 50 разных предметов мебели, в том числе знаменитый табурет и стул. Главная «фишка» — простота сборки: ножки крепятся непосредственно к сидению при помощи винтов. www.artek.fi

Tulip Chair, Ээро Сааринен

Яркий визуальный образ, футуристичный дизайн, инновационные материалы и громкое имя создателя — все это культовый стул Tulip архитектора Ээро Сааринена (Eero Saarinen). Он был создан в 1955–1956 году и вот уже более 60 лет выпускается американской компанией Knoll. Его силуэт напоминает бутон тюльпана, благодаря которому модель и получила свое поэтичное название. Новаторство заключалось не только в ультрасовременном облике предмета, но и в материалах. Цельные спинка и сиденье были выполнены из формованного стекловолокна. К сожалению, полностью изготовить стул из этого материала не удалось — ножку пришлось отливать из алюминия, чтобы конструкция выдерживала необходимую нагрузку (в отличие от подделок, которые целиком сделаны из дешевого пластика!). Подробнее об этом культовом объекте дизайна читайте по ссылке. www.knoll.com

Toliх Chair, Ксавье Пошар

Этот металлический стул (или его пиратскую аналоги) можно встретить сегодня в каждом десятом общественном заведении мира. Однако его путь к всегобщей любви и популярности был долгим. Он был создан не дизайнером, а мастером-экспериментатором Ксавье Пошаром (Xavier Pauchard). Он еще в начале XX он увлекся идеей галиванизации железа, однако на реализацию идеи ушло почти 20 лет. В конце 1930-х гг. он создал фирму Tolix и стал выпускать разные изделия для дома — от вил и лопат до мебели. В 1934 был создан первый оцинкованный стул серии «А»: по легенде, успех к бренду пришел после крупного заказа для трансатлантического лайнера «Нормандия». После возвращения судна из плавания о стульях Пошара уже знали по обе стороны океана. Основными заказчиками стула были и остаются уличные кафе, бистро и бары. Предмет до сих пор производится вручную — на его создание требуется более 100 различных манипуляций! Подробнее о Tolix Chair читайте в материале по ссылке. www.tolix.fr

Wiggle Side Chair, Фрэнк Гери

Автор знаменитого синусоидного стула — канадский архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry), лауреат Притцкеровской премии 1989 года, автор культовых образцов деконструктивизма. В 1972 году в качестве альтернативы пластику Гери начинает работать над мебелью из картона, выросшую впоследствии в полноценную серию «Простые грани» (Easy Edges). На работу с необычным материалом его подтолкнула куча выброшенной промышленной упаковки недалеко от его офиса, из которой автор обычно проектировал архитектурные модели. Стул Wiggle с облицовкой из фанеры состоит примерно из 60 слоев гофрокартона, скрепленных внутренними болтами. Несмотря на визуальную легкость, прочная и надежная конструкция спокойно выдерживает вес взрослого человека. И даже небольшого автомобиля! Выпускается легендарная модель фабрикой Vitra. www.vitra.com

Другие материалы по теме:

«Тонет» не тонет: история легендарной мебели Thonet

Культовый объект: индустриальный стул Ксавье Пошара

10 интересных фактов о стуле Tulip Ээро Сааринена

Культовый объект: Panton Chair Вернера Пантона

Интерактивная версия журнала ELLE Decoration

Журнал ELLE Decoration

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Читайте также:  Как устроен офисный стул

Copyright (с) 2016-2020 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «ELLEDECORATION.RU» (Эль Декорейшн)

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Алексей Дорожкин

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Источник

Дизайн стульев: от Древнего мира до современности

В течение всей человеческой истории, стулья, как и другие бытовые предметы, служили символическим отображением развития дизайна и людей, которые были его потребителями. По этим обыденным предметам интерьера мы можем судить о культуре, из которой они родом, изучая их внешний вид, то, как они сделаны и какой стиль отражают. Что было важно для людей того времени? Для кого была сделана эта мебель? Какое пространство было обжито с применением этих сидений?

С развитием архитектуры и искусства дизайн стульев также менялся. Однако их предназначение оставалось прежним: на протяжении всего последнего тысячелетия людям было нужно на чём-то сидеть. Таким образом, стулья — это идеальный пример для изучения истории дизайна во всей его изменчивости.

Стулья объединяют форму и функцию, которая удобна для использования, но весьма трудна на этапе проектирования. Дизайнерам нужно решить много трудных задач, таких как выбор подходящего материала, способа изготовления и стиля будущего стула. В большинстве случаев по стулу, изготовленному дизайнером, можно судить о всей его философии.

Джордж Нельсон, американский промышленный дизайнер XX века, выразил это в ёмких словах: «Каждая, по-настоящему оригинальная идея — каждое новшество в дизайне, новое применение какого-либо материала, каждое техническое нововведение в мебели — находит ярчайшее выражение в дизайне стула». Подавляющее большинство признанных дизайнеров,на том или ином этапе своей карьеры стали авторами своего собственного, неповторимого стула.

Читайте также:  Как ремонтировать мягкие стулья

На что были похожи эти изделия в разные эпохи? Давайте взглянем на них более пристально.

Стул как таковой, то есть сиденье с четырьмя ножками и поддержкой для спины, появился с древнего времени. Такие стулья были и у древних египтян, и у древних греков, и у древних китайцев.

Китай

Первым интересным с точки зрения дизайна стулом был средневековый стул часового (watchman’s chair):

Он был спроектирован таким образом, чтобы переносить самые тяжёлые условия применения и, самое главное — не давать нерадивому охраннику за счёт своей формы возможности на нём спать. Данная конструкция без изменений изготавливалась до XIX века, и даже в наше время отдельные энтузиасты воспроизводят этот интересный образец мебельного искусства.

Эпоха Ренессанса привнесла в суровый и аскетический стиль Средних Веков моду на роскошь: появились стулья с богатой отделкой драгоценными тканями, из дорогих пород дерева и даже инкрустацией драгоценными камнями.

Стулья в стиле Рококо, зародившегося в Париже XVIII века, имели пышную отделку и изящные линии формы. Панели на этих стульях (à chassis) были съёмными, что позволяло менять «зимнюю» отделку на «летнюю», без необходимости обращаться к мебельщику для перетяжки.

Дальнейшие годы были ознаменованы так называемым «историзмом» в искусстве и дизайне. Художники, архитекторы и дизайнеры попросту копировали стили предыдущих веков, считая их идеальными и не требующими какой-либо замены. Но не всем это было по вкусу, и во второй половине XIX столетия зародился стиль «Арт-Нуво» или, как его стали чаще называть, «Модерн».

Самым типичным представителем стульев стиля модерн можно назвать стул «бистро», который так полюбился людям по всей планете своим изяществом, простотой производства и стилем, что стулья такого вида производят и по сей день.

XX век, с его смелыми экспериментами во всех областях и стремительным прогрессом в науке и технологиях, внёс в область дизайна столько интересных и необычных разновидностей стульев, что их простое перечисление заняло бы десятки и сотни страниц. Отметим некоторые из них.

Стул-тюльпан: минималистичное и изящное решение, разработанное финно-американцем Ээро Саариненом.

Кресло Ле Корбюзье, создавшего простой, но очень популярный дизайн для кресла и дивана.

Кресло «Барселона», изготовленное архитектором-модернистом Людвигом Мис ван дер Роэ.

Кресло «S» Пантона, творение рук датского дизайнера Вернера Пантона, идея которого пришла ему в голову под действием психоделиков.

Хотелось бы завершить статью просто. Фото дизайнерских стульев и кресел без описания, которые меня вдохновили и дали мне свежий глоток идей.

Благодарю за внимание!

Творческая мастерская ХИА.

*все фотографии были взяты на просторах интернета, текст авторский.

Источник

Adblock
detector