Меню

Как сделать студийный стол



Рабочий стол меломана с минимальным влиянием на звучание

Сохранить и прочитать потом —

Практически каждый современный человек проводит у монитора компьютера довольно много времени, а если этот человек ценит хороший звук, то вопрос обустройства своего места приобретает для него первостепенное значение. Парадокс заключается в том, что именно такой поклонник классного саунда имеет все шансы попасть в ловушку, установленную его собственными руками.

Для получения высококачественного звучания в таких условиях необходимо наличие дорогих активных мониторов ближнего поля или, в крайнем случае, небольших Hi-Fi-полочников в тандеме с усилителем, далее по списку идет внешний ЦАП, бесшумный компьютер с грамотным линейным блоком питания. Компоненты соединяются тщательно подобранными кабелями, а комната, где всё это будет работать, проходит предварительную акустическую обработку.

Однако уже при первом включении оказывается, что акустические системы играют как-то грязно, особенно в области НЧ, разделение музыкальных образов в пространстве не наблюдается, всё сваливается в одну гудящую массу, а столешница вместе с монитором, клавиатурой и установленными на ней колонками, вибрирует в такт музыке, словно мощный резонатор.

Причина подобного фиаско кроется в том, что компьютерный стол, как правило, подбирается по остаточному принципу или по соображениям удобства. О том, что подобная мебель изготавливается из тонких гулких ДСП и, по сути, становится резонирующим акустическим отражателем, обычно задумываются только после первых неудач. Естественно, напрашивается очевидное решение — покупка специализированного студийного продукта, в котором имеется защита от всех факторов, негативно влияющих на звук. Тем не менее, самой главной преградой в этом случае становится неоправданно высокая цена в пределах 30-50 тыс. рублей и даже выше, что останавливает покупателей с ограниченным бюджетом.

Но выход существует — собрать «музыкальный» стол самому или с помощью приятелей, хорошо знакомых со сварочными работами, обработкой металлов и столярным делом. Даже с привлечением опытных специалистов плата за такой хэндмейд окажется ниже по сравнению с заводским продуктом, а бонусом станет то, что все пожелания заказчика будут учтены. В итоге «самоделка» сможет превзойти даже специализированное массовое изделие.

Что необходимо учесть при сборке компьютерного стола для меломана

В первую очередь следует определить, какие именно ключевые моменты наиболее важны для получения правильного звука в таких условиях.

  1. Материал столешницы должен быть прочным, максимально плотным и акустически инертным по аналогии с корпусом колонки, другими словами, он не должен резонировать. Хороший вариант — это древесноволокнистая плита средней плотности MDF (Medium Density Fibreboard). Отличный вариант — древесноволокнистая плита высокой плотности HDF (High Density Fiberboard). Благодаря такому выбору решается часть проблем, связанных с демпфированием, а также проблемы, негативно влияющие на качество звучания в басовой полосе.
  2. Акустическая система должна располагаться выше, подальше от поверхности столешницы. Для этого подойдут дополнительные полки, прикрепленные к столу, или, как более предпочтительный вариант, специальные надстройки, которые обычно изготавливаются из дерева и имеют изолирующие прокладки в месте контакта со столом для обеспечения виброразвязки. В надстройках можно оставить пустоты для засыпки балласта (прокаленный песок или свинцовая дробь), что сделает их более тяжелыми, в итоге звучание станет более акцентированным, чистым и басовитым. Идеальное решение — это максимальная развязка АС, для чего полочные колонки можно установить на отдельные стойки, опирающиеся на пол, и просто придвинуть их поближе к рабочему месту.
  3. Правильный стол должен иметь массивное металлическое основание, на которое навешиваются панели и полки из MDF. Такой утяжеленный остов станет прочной надежной базой для всей конструкции.
  4. Для устранения нежелательных резонансов и улучшения демпфирования внутренние части конструкции желательно обклеить звукопоглощающим материалом.

Практические советы по самостоятельному изготовлению «музыкального» стола

Дерево вместо железа

При сильно ограниченном бюджете можно сэкономить на металле, т.е. использовать только массивные MDF-плиты, которые помогут утяжелить стол и справиться с нежелательными резонансами. При этом также стоит уделить большое внимание виброразвязке элементов конструкции. Для тех, кто привык все делать сам, понадобятся такие инструменты, как шуруповерт или отвертка, дисковая пила, сверла, фурнитура и прочее. Улучшить демпфирование помогут всевозможные звукопоглотители, которые наклеиваются на внутренние стороны стола. В качестве альтернативы MDF вполне подойдет акрил или искусственный камень, которые, однако, доставят дополнительные сложности при обработке и заставят увеличить бюджет. Для горизонтальной поверхности вместо древесноволокнистой плиты можно использовать высокопрочное закаленное стекло (“tempered glass”), которое в 4-5 раз крепче обычного и часто применяется при изготовлении студийных столов.

Нужный материал и заготовки можно приобрести в мебельном магазине. К примеру, неплохим вариантом станет кухонная столешница из MDF толщиной до трех сантиметров и длиной около 3 м. Максимально плотные ДСП-версии желательно использовать только в крайнем случае, да и толщина при этом должна быть не менее 4 см. Далее столешница распиливается на три части, две из которых станут опорами стола. Не следует забывать, что, согласно стандарту, высота такого сооружения должна равняться 75 сантиметрам, т.е. на обе боковые опоры уйдет в общей сложности приблизительно 1,45 м. Под колонки (под надстройки для них) рекомендуется выделить как можно меньше места, а дистанция между их осями должна составлять около 1 м, чтобы уложиться в классический треугольник с учетом того, что оптимальное расстояние от АС ближнего поля до головы слушателя равно приблизительно одному метру. Все эти особенности необходимо учесть при выборе длины и глубины стола.

Повысить жесткость MDF-стола можно с помощью поперечины из аналогичного материала, но более надежным и проверенным вариантом станет применение уголков из стали, усиленных ребром жесткости, или специальных металлических фиксаторов внутреннего угла. Длина плеча таких деталей должна быть не менее 25 см, а для их крепления нужно подобрать саморезы как можно большего диаметра.

Для подставок под спикеры подойдет не только MDF, но и многослойная березовая фанера толщиной в 2-2,5 см, которая позволит несколько уменьшить влияние вибраций, что тоже хорошо для качества звучания. Лайфхак: такой размер можно получить при склейке двух листов фанеры толщиной в 1-1,2 см. К тому же данный материал выглядит более эстетично и не требует сложной доводки, а после того, когда подставка будет готова, ее можно покрыть лаком. Постамент и контактная площадка должны соответствовать габаритам колонки, но, если покупка АС только планируется, размер можно выбрать в стандарте 20х20 см. Высоту подставки следует рассчитывать с учетом роста слушателя и высоты спикеров (обычно эта величина находится в пределах 15-20 см), а сами колонны подставок можно сделать с квадратным или треугольным поперечным сечением.

Демпфирующие материалы способствуют минимизации вибраций и, как следствие, благотворно влияют на качество саунда. Поэтому в данной конструкции их нужно использовать по максимуму. В первую очередь необходимо применить резиновые прокладки при монтаже самого стола. Прокладки из резины следует подложить и под основания подставок для спикеров. К «постаментам» (опорным поверхностям) для установки акустических систем тоже крепятся листы из резины, силикона или фетра, т.е. смысл заключается в том, чтобы колоночка не скользила, и чтобы демпфировались вибрации. Для «амортизации» жесткой поверхности столешницы можно использовать силиконовую или резиновую накладку, которые сейчас в большом количестве имеются в продаже. Внутреннюю часть стола и опор желательно обклеить специальным звукопоглощающим поролоном или автомобильным шумоизолирующим материалом (обычно это полиуретан или «синтетика»). В этой области можно поэкспериментировать и с другими материалами, например, с битумным листом.

Более практичным, хотя в то же время и более дорогим решением, станет гибридная конструкция стола, которая будет строиться на базе стальной «рамы» или каркаса. Для реализации данного варианта необходимо наличие набора труб с квадратным/прямоугольным сечением, из которых опытный сварщик сделает надежное металлическое основание по заранее оговоренным чертежам. Что касается размеров, то рекомендуется использовать квадратное сечение 5х5 см или более, а прямоугольное — 4х8 см или более. Толщина стенок: не менее двух миллиметров.

Для того, чтобы сделать стальные трубы менее звонкими, можно использовать специальную каучуковую мастику или герметик на основе силикона. Герметиком обрабатывают внутреннюю часть труб, а мастика обычно продается в автомагазинах в аэрозольных баллончиках под названием «антигравий», так как служит для защиты кузова и днища машины от внешних механических повреждений, приводящих к коррозии. Впрочем, демпфировать трубы можно и другими способами, к примеру, балластом, для чего хорошо подойдет прокаленный кварцевый песок, но в таком случае следует быть готовым к тому, что вес всей конструкции сильно увеличится.

Существует еще один способ, более простой, но не очень удобный — применение монтажной пены, которая обязательно «полезет» из всех полостей и щелей по мере высыхания. После того, как каркас будет готов и окрашен, к его верхней части с помощью саморезов и резиновых прокладок-демпферов присоединяется столешница из ДСП толщиной до 3-4 см (в качестве альтернативного материала для этого можно задействовать несколько слоев березовой фанеры толщиной в 2-2,5 см), а к металлическим опорам крепятся накладки из резины или фетра для изоляции от пола. Подставки под колонки в данном случае можно сделать из металлических труб, которые станут продолжением стального основания.

Для получения максимально качественного звука необходима полная развязка колонок с компьютерным столом, т.е. спикеры придется установить на отдельные напольные стойки (желательно с опорными шипами), которые приобретаются в нашем салоне или изготавливаются собственноручно (высота стойки обычно составляет около 90-95 см). Такая установка является наиболее универсальной, так как не ограничивает слушателя, позволяет изменять протяженность стереобазы и наиболее полно раскрывает потенциал качественной записи, потому что стол не вступает в резонанс с акустическими системами и не вносит искажений в звучание.

Тем не менее, такая топовая конструкция из-за своей громоздкости требует много пространства и предполагает наличие большого по площади помещения, прошедшего тщательную акустическую обработку. Если же в доме имеются домашние животные или маленькие дети, то риск опрокидывания стойки с колонкой резко возрастает, так как она имеет высокий центр тяжести. В качестве альтернативы можно закрепить акустические системы на стене с помощью специально предназначенных для этого кронштейнов.

Оглядываясь на рассмотренные варианты, можно сделать вывод, что построить свой собственный аудиофильский стол способен каждый, т.е. можно выбрать версии фактически под любой бюджет. Однако существует еще один, пожалуй, самый простой и бюджетный вариант — заменить колонки высококачественными наушниками.

Источник

Как сделать домашнюю студию для звукозаписи своими руками

Для каждого звукорежиссера или композитора наступает момент, когда для демо-записей и миксов не помешала бы своя студия. В этой статье вы узнаете, как правильно ее организовать и о чем нужно помнить, подбирая место и оборудование

  • 2019-03-12 12:00:00 12 марта 2019 15901
  • Павел Новиков

Прежде чем мы окунемся в искусство домашних студий, я сделаю акцент на слове «домашняя». «Домашняя» студия нужна для записи и сведения демо-записей. Безусловно, работы, созданные в таких условиях, едва ли смогут потягаться с продукцией больших студий с отличным аналоговым оборудованием и подготовленными акустическими условиями. Зачем же тогда нужны домашние студии? Чтобы композитор или звукорежиссер мог сделать демо-запись хорошего качества, не тратя при этом много денег.

Обычно советы по сборке домашней студии начинаются сразу с выбора микрофона, однако правильность звучания вашей акустической системы напрямую зависит от выбора рабочего места.

Рабочее место

Зачастую люди выбирают место для домашней студии по внешнему виду, что, к сожалению, в корне неверно. Конечно, в небольших квартирах, где обычно и создают домашние студии, места крайне мало и выбирать особо не приходится, но следуя простым правилам акустики, можно добиться оптимальных результатов.


Схема организации рабочего места

Многие, например, думают организовать студию даже на балконе. К сожалению, этот вариант плох, так как балконы в современных домах крайне малы по меркам оптимальных акустических условий. Не менее важно, что окна также наверняка плохо звукоизолированы, а это значит, что помимо вашего микса вы будете постоянно слышать проезжающие мимо машины или крики детей. Конечно, относится это не только к балкону, но и всем комнатам с окнами: постарайтесь расположить рабочее место там, где уровень постороннего шума будет минимальным. К примеру, комната прямоугольного типа с небольшим хорошо звукоизолированным окном или без него вполне подойдет.

Расположение стола, где будут находиться громкоговорители, можно запросто просчитать с помощью акустического калькулятора. Вам предстоит лишь ввести размеры своей комнаты и калькулятор автоматически рассчитает остальные значения, вроде расстояния между стулом и столом, громкоговорителями и задней стеной и так далее. К примеру, с помощью этого калькулятора можно просчитать отпимальные значения относительно вашей комнаты в случае расположения рабочего места вдоль короткой стены прямоугольного помещения.

Домашняя студия: оборудование

Компьютер


Фото: rawpixel.com

Выбор операционной системы — исключительно ваше решение. Кому-то удобнее работать на Windows, кому-то — на Mac OS. Единственный совет, который можно дать относительно выбора вашей «рабочей лошадки», — не пренебрегайте объемом оперативной памяти (RAM).

Аудиоинтерфейс

Аудиоинтерфейс (звуковая карта) — связующее звено между всеми «hardware»-элементами «домашней» студии. Вот несколько неплохих моделей.

Focusrite Scarlett 2i2 — один из самых популярных вариантов на домашних студиях. Дело в том, что эта звуковая карта подключается по USB и имеет неплохие усилители. Также аудиоинтерфейс не занимает много места.


Focusrite Scarlett 2i2 / Фото: Focusrite

Звуковые карты для домашней студии вряд ли потребуют больше двух входов и выходов. В доступной ценовой категории также аудиоинтерфейс Mackie Onyx Blackjack.


Mackie Onyx Blackjack / Фото: Mackie

Из категории более профессиональных звуковых карт можно выделить Universal Audio Apollo Twin Mk II (фото с сайта) и Native Instruments KOMPLETE AUDIO 6. У этих аудиоинтерфейсов отличные преобразователи аналогового сигнала в цифровой и наоборот. Они позволяют подключить сразу две пары студийных мониторов, благодаря дополнительным выходам.

Universal Audio Apollo Twin Mk II / Фото: Universal Audio

Native Instruments KOMPLETE AUDIO 6 / Фото: Native Instruments GmbH

Громкоговорители

Громкоговорители (студийные мониторы) — очень важный контрольный элемент вашей студии, так что им точно не стоит пренебрегать. Лучше всего сначала послушать их своими ушами. Не поленитесь доехать до офлайн-магазина, где вы сможете изучить референсные аудиотреки и неспеша определиться с покупкой. Вот несколько бюджетных моделей студийных мониторов для дома.

RK Rokit 5 как раз отлично подойдут под работу дома. Многие считают, что стоит приобрести модели Rokit 6 или даже 8, однако мощности этих моделей будут скорее превышать нужный вам уровень. Также неплохим вариантом будут студийные мониторы Mackie CR3. Они очень удобны для работы с демо-записями. Не менее полезны выходы AUX и mini-Jack прямо на лицевой панели одного из мониторов. Это позволяет подключить смартфон или любой другой источник звука напрямую для предварительного прослушивания, а mini-Jack выход можно использовать в качестве линейки дополнительного мониторинга.

KRK Rokit 5 G3/ Фото: KRK Systems

Mackie CR3 / Фото: Mackie

Расположение АС


Расположение АС

Не менее важно расположение акустической системы. По результатам рассчетов вы уже знаете, где лучше расположить ваши громкоговорители на рабочем столе. Геометрически правильно было бы расположить мониторы так, чтобы получился равносторонний треугольник.

Акустическая отделка

Конечно, постройка полноценной студии с двойными дверьми и «плавающим» полом — не наш случай, так что сперва определимся с целью хоть какой-либо акустической отделки помещения. Выбранное помещение едва ли будет соответствовать оптимальным реверберационным характеристикам, а значит при работе вы будете слышать не только нужный вам сигнал, но и значительные отражение от стен, потолка и так далее. Это акустическое свойство помещения называется реверберацией.

Цель акустической отделки заключается в хотя бы частичном подготовлении помещения к работе. Это значит, что нам предстоит выяснить местоположения площадок ранних отражений и заглушить их. В этом нам поможет очередной акустический калькулятор. Как и в предыдущих случаях, вам нужно указать размеры вашего помещения и уже выбранного расположения стола, стула и так далее. Важно, что здесь также присутствуют формы для заполнения относительно размеров громкоговорителя.


Акустическая отделка / Фото: Primacoustic

Материалы для акустической отделки — звукопоглощающие плиты из пенополиуретана мапписил, также известного как акустический поролон. В углах также рекомендуется разместить басовые ловушки для поглощения лишних низких частот, возникающих в помещении. Чтобы верно калибровать вашу АС, вы также можете воспользоваться бесплатным софтом Room EQ Wizard. Единственный нюанс, — вам понадобится измерительный микрофон для точного фиксирования звука в помещении. Обычный микрофон, который мы сейчас выберем, не подойдет для точных измерительных целей.

Акустические панели бывают разной формы. Все из-за разного коэффициента звукового поглощения. К примеру, поролон типа «пирамида» поглощает скорее высокие частоты, когда «панели» стремятся к более-менее равномерному поглощению.


Акустические панели / Фото: GIK Acoustics

Если же у вас нет средств на акустические панели, вы вполне можете на первое время использовать домашние вещи, вроде книжных шкафов и ковров – они также поглощают звуковую энергию. Более того, наверняка каждый из вас слышал о звукозаписывающих студиях из яичных лотков или штор. Такое также возможно, однако имейте в виду, что коэффициенты не идут ни в какое сравнение с профессиональными материалами. Андрей Смирнов тщательно изучил этот вопрос и даже составил сравнительный график коэффициентов звукопоглощения яичными лотками и бархатными шторами.

Микрофон

Процесс выбора микрофона подобен выбору громкоговорителей. Лучше всего самому «один раз услышать», чем изучить миллион форумов и остаться ни с чем. Особенно важно услышать записи самому, если вы планируете записывать свой голос.

Микрофоны типа Октава МК-319 и Audio Technica 2020 вполне подойдут для начинающих, так как они имеют довольно ровную амплитудно-частотную характеристику. Это поможет записать почти любой звук без особых усилий. Также, если вы только начинаете свой «звуковой» путь и еще не уверены, какой микрофон выбрать, — обратите внимание на Behringer C-1, который несмотря на небольшую цену выдает открытый и прозрачный звук, который подойдет для домашних записей.


Oktava MK-319 / Фото: Oktava; Audio-Technica 2020/ Фото: Audio-Technic; Rode NT2-A / Фото: Rode; Neumann TLM 102 / Фото: Neumann

Если же вы уже знакомы с оборудованием для звукозаписи и уверены, что вам нужно что-то с большим функционалом, взгляните на серию NT от Rode. Конденсаторный микрофон RODE NT2-A подойдет не только для домашних записей, но и придет на помощь в работе на любой студии. Возможность переключения диаграммы направленности позволит вам работать с разными источниками звука.

Для любителей классики также есть варианты. Если вы решили заняться домашней студией серьезно, то вы можете приобрести проверенный многими специалистами микрофон модели TLM-102 от Neumann.

С микрофоном также желательно приобрести поп-фильтр, который защитит вас от «взрывных согласных» при записи.


Rockdale MS18P / Фото: Rockdale

Наушники


Sony MDR-7506 / Фото: Sony

Несмотря на наличие неплохих студийных мониторов, не стоит забывать про наушники, которые также помогут вам при записи и сведении. Модель Sony MDR-7506 широко используется как среди новичков, так и среди профессионалов. Высокий спрос вызван довольно ровным тональным балансом и комфортабельностью за счет виниловых амбушюров. Если же бюджет не позволяет выделить такую сумму на наушники, обратите внимание на Behringer HPS5000 и AKG K52. Эти модели также могут помочь вам в работе.

MIDI-контроллер

Если вы планируете писать музыку, то вам непременно понадобится клавишный миди-контроллер. Вот несколько удобных моделей.

Alesis V25/ Фото: Alesis

Akai MPK Mini / Фото: Akai

M-Audio Keystation 61 / Фото: M-Audio

Коммутация

Не забывайте также выбирать качественные коммутационные кабели и аксессуары типа микрофонных стоек, ведь иначе полезный сигнал будет смешиваться с посторонними наводками и «скрипами», что негативно повлияет на вашу работу.

Домашняя студия: софт

Не забывайте также и про выбор секвенсера. Все программы для работы со звуком так или иначе похожи, однако каждый находит свою любимую, в которой и работает на протяжении карьеры. Вот несколько основных программ, с которыми стоит начать знакомство:

  • Pro Tools
  • Cubase
  • Logic Pro X (только для MAC OS)
  • Ableton Live
  • Sonar
  • Audition


Фото: Andrew Welch

Иметь домашнюю студию для музыканта, композитора или звукорежиссера крайне важно, ведь огромное количество отличных идей приходят в голову совершенно внезапно и нет ничего лучше, чем зафиксировать их в хорошем качестве, прежде чем приступить к полноценной работе в профессиональной студии.

Обложка: Oleg Ivanov

Источник

Читайте также:  Стол для гнутья арматуры своими руками
Adblock
detector