Меню

Как сделать пружинный стул



3. Реставрация пружинного сиденья стула (кресла)

Традиционный способ достижения пружинности и мягкости сиденья стула (кресла) заключается в определенном расположении различных материалов на пружинном переплете. Проверенная временем последовательность расположения слоев материала обеспечивает упругость и постоянную первоначальную форму сиденья на долгое время. Для восстановления формы и мягкости реставрируемого сиденья необходимо перевязать пружины, то есть закрепить их на опорных ремнях в определенном положении. Изношенность ремней, как правило, является причиной полного демонтажа сиденья, замены разрушенных ремней на новые, обметочной перевязки пружин, нового покрытия пружинного переплета.

При замене старых ремней первый новый ремень укрепляют в центре задней стороны каркаса сиденья и натягивают в перпендикулярном направлении на переднюю, а дополнительные попеременно с каждой стороны. Подробно технология крепления ремней была рассмотрена ранее. В зависимости от высоты применяемых пружин ремни, используемые в качестве основания для них, закрепляют по-разному: при небольшой высоте пружин ремни закрепляют на верхние кромки царг, при больших — на нижние, и тогда пружины оказываются внутри царги (рис. 44).


Рис. 44. Закрепление пружин на нижние кромки царги

Фото 1. Стул (Меб-184) до реставрации

Фото 2. Стул (Меб-184) после реставрации

В нашем случае будем считать: при небольшом размере пружин ремни прибиты обойными гвоздями сверху каркаса царги (рис. 45).


Рис. 45. Закрепление ремней сверху каркаса царги

Внутренняя конструкция сиденья стула или кресла обычно состоит из пяти-семи пружин, имеющих по крайней мере пять спиралей (колец). Пружины с меньшим количеством спиралей менее эффективны в упругости и пружинности. В старинной мебели, как правило, используют пружины двух видов: конусные и двойные винтовые. Конусные пружины имеют большое кольцо вверху, другие сужаются до самого маленького. Двойные винтовые имеют в центре пружины самую узкую спираль. Первые считаются жесткими, а вторые обладают различными степенями жесткости, которая определяется размером спирали на перехвате. Чем меньше спираль в центре, тем жестче пружина.

В современной мягкой мебели применяются цилиндрические кольцевые пружины и плоские зигзагообразные. Кольцевые обычно делаются из тонкой стальной проволоки. Такие пружины в старинной мебели почти не применяются.

Расположение и закрепление пружин на пересечении двух полосок ремней должны производится таким образом, чтобы концы пружин были обращены к центру сиденья. Прикрепляют их к ремням с помощью кривой иглы с длинным крученым шпагатом в четырех точках за нижнее кольцо. Укрепляющие стежки на ремнях вокруг кольца делают так, чтобы последний стежок попал на заднюю часть кольца и оказался близким к кольцу следующей пружины. Шпагат не обрывают при переходе от одной пружины к другой и после пришивания последней пружины шпагат закрепляют прочным двойным узлом, а излишки обрезают (рис. 46,47).


Рис. 46, 47. Пришивание пружин шпагатом

После того как пришиты пружины на каждом пересечении ремней, приступают к следующей операции — выполнение пружинного переплета, который включает два вида перевязки: осадочного переплетения и обметочного.

Для перевязки пружин концы шпагата закрепляются гвоздями с большим шляпками на расстоянии примерно 1,5 см от кромки царги. Гвозди длиной 3-4 см забивают не до конца по центру каждого ряда пружин. Концы шпагата обивают вокруг этих гвоздей на один-два оборота и затягивают их (рис. 48,49, 50).


Рис. 48, 49, 50. Укрепление перевязочного шпагата

При выполнении пружинного переплета традиционно используют простые обметочные петли и двойные петли, простые и двойные петельные узлы (рис. 51).


Рис. 51. Петельный узел и обметочная петля
1- простая петля
2- двойная петля
3 — простой узел
4- двойной узел

Читайте также:  Как сделать деревянную спинку стула мягкой

При осадочном переплетении шпагатом делают простую петлю вокруг проволоки верхнего кольца пружины, получают подвижный узел, что позволяет осадить пружину на нужную высоту и установить ее в вертикальном положении. Осадочную перевязку пружин рекомендуется производить от себя по направлению к противоположной стороне царги кресла. Сначала осаживают все поперечные ряды пружин, затем продольные. Концы шпагата после осадки каждого ряда пружины закрепляют гвоздями, забитыми не до конца на каркасе сиденья (гвозди забивают до конца после завершения операции стягивания пружин) (рис. 52, 53).


Рис. 52. Осадочное переплетение

Pиc.53. Обметочное переплетение

Обметочное переплетение выполняют в том же порядке, как и при осадочном. Закрепляют положение пружин узловым переплетением, при этом шпагат завязывают вокруг кольца пружины неподвижными простыми или двойными петельными узлами. Концы шпагата также закрепляют на каркасе сиденья. При выполнении пружинного переплета необходимо добиваться того, чтобы все шпагаты имели равномерное тугое натяжение, а узлы крепко завязаны.

При реставрации пружинного сиденья, так же как и при его первоначальном изготовлении, используют различные варианты перевязки конусных пружин в зависимости от конструкции каркаса сиденья, количества и размеров пружин. Различные схемы перевязки можно увидеть при подготовке сиденья к реставрации, после снятия набивочного и настилочного материалов старинной мебели. Чаще всего пружины перевязывают в продольном, поперечном и диагональном направлениях с закреплением каждой пружины восемью узлами (рис. 54).


Рис. 54. Закрепление пружины восемью узлами

В отдельных случаях пружины перевязывают в поперечном и продольном направлениях с четырьмя узлами. Иногда при этом выполняют промежуточную перевязку с закреплением одним или двумя шпагатами между рядами пружин (рис. 55, 56).


Рис. 55, 56. Закрепление пружины четырьмя узлами

Следующим этапом реставрации сиденья кресла является обеспечение его мягкости и придания ему определенной формы. Для этого готовый пружинный переплет сиденья покрывают покровной тканью (мешковиной), которая обеспечивает опору для набивочного материала (конского волоса) и удерживает его от выпадения в пружины. Чтобы точно подогнать мешковину на сиденье, сначала ее натягивают руками и прибивают гвоздем посередине каждой из сторон царги. Затем натягивают мешковину по диагонали от угла к углу. Если мешковина натянута хорошо и ровно, то по периметру с подогнутыми краями прибивают ее к царге 1,5 см обойными гвоздями с равномерным шагом примерно 40 мм. По углам складывают концы припуска друг над другом и закрепляют также гвоздями (рис. 57, 58).


Рис. 57. Покрытие переплета тканью (мешковиной)

Рис. 58. Закрепление покровной ткани

Затем мешковину пришивают к верхним концам каждой пружины в трех-четырех местах, используя при этом изогнутую обивочную иглу с тонким крученым шпагатом. Начинают пришивать с угловой пружины, проводя иглу сверху вниз через мешковину по внешней стороне кольца пружины и назад по внутренней стороне кольца. Для закрепления первого стежка завязывают скользящий узел. Планируют каждый последующий стежок таким образом, чтобы проделываемый стежок находился вблизи смежной пружины. Когда к пружинам будет пришита вся мешковина, шпагат затягивают прочным узлом (рис. 59).


Рис. 59. Пришивание мешковины к концам пружины

Далее на покровную мешковину, натянутую на пружины, укладывают слой набивочного материала (конский волос) (рис. 60). Конский волос, как правило, используют старый, хорошо сохранившийся; предварительно его моют и расчесывают. Все слишком твердые и махрящиеся куски волос удаляют. Набивочный материал можно разложить на сиденье под заранее сделанные петли-стежки, как написано ранее, но можно сначала уложить слой конского волоса, а потом его пришить (прикрепить) к мешковине. Укладывают волос по всей поверхности сиденья слоем примерно в 5 см с небольшим утолщением посередине, формируя при этом плотное равномерное покрытие. В этом случае набивку пришивают изогнутой иглой с длинным крученным шпагатом, направляя иглу вниз через набивку и мешковину и под наружным изгибом верхнего кольца пружины. Таким образом пришивают набивку из конского волоса по всей поверхности сиденья, делая по одному стежку на пружину.

Читайте также:  Складной стул для похода своими руками


Рис. 60. Укладка слоя конского волоса

Уложенный набивочный материал покрывают вторым куском мешковины и временно прикрепляют его обойными гвоздями к верхним краям царги (рис. 61).


Рис. 61. Временное покрытие волоса мешковиной

После этого прошивают набивочный слой, заключенный между двумя покровными мешковинами, насквозь с помощью двухконцевой иглы и крученного тонкого шпагата сначала вдоль борта на расстоянии примерно 15 см от края, а затем посредине сиденья. Шаг стежка должен быть примерно 200 мм. После прошивки набивочного материала вытаскивают гвозди, временно закрепляющие вторую мешковину, и дополнительно подкладывают под нее плотным слоем набивочный материал для образования бортов. Затем края этой мешковины натягивают и прибивают окончательно обойными гвоздями (примерно, 1,5 см) с шагом 3-4,5 см. Углы должны быть при этом тщательно заделаны, выровнены и зашиты шпагатом (рис. 62, 63).


Рис. 62, 63. Формирование борта и окончательное закрепление мешковины

Подготовленные на краях сидения слои набивочного материала простегивают, как показано на рис. 64. Шаг стежка должен быть 1,5-2 см. Борт, простеганный таким образом, должен быть ровным, тугим, без завалов и нависания. При этом в середине сидения образуется впадина. Чтобы придать сидению правильную форму, впадину заполняют слоем подбивочного материала, как показано на рис. 65 (листы длинноволокошюго хлопка-ваты толщиной до 20 мм, волокна растительного происхождения и другие).


Рис. 64. Прошивка борта

Кроме того, подбивка покрывает поверхность деревянной царги для смягчения их краев. Часто при реставрации старинной мебели оставляют хорошо сохранившиеся первоначальные набивки и подбивки. Повторное использование их целесообразно как с точки зрения сохранения подлинности, так и потому, что эта набивка или подбивка уже сформировала форму сидения.


Рис. 65. Формирование правильной формы сиденья

Иногда отреставрированное мягкое сидение обтягивают облицовочной тканью непосредственно на слой подбивки, но старинные кресла почти всегда покрывались подкладной из хлопчатобумажной ткани, которую туго натягивают и прибивают обойными гвоздями или пришивают к бортам прочными нитками (рис. 66).


Рис. 66. Покрытие подкладной ткани

Последним этапом реставрации мягкого сиденья кресла является обтягивание его облицовочной тканью (рис. 66). Эта ткань должна быть натянута на сиденье с соблюдением симметрии рисунка ткани без перекосов и морщин. Края ткани подворачивают и прибивают к каркасу кресла обойными гвоздями с интервалом 1,5-2,5 см или без подвертки, если позволяет плотность обивочной ткани. Край облицовки с обойными гвоздями закрывают декоративной тесьмой, приклеенной столярным клеем и закрепленной в некоторых местах страховочными гвоздиками с «невидимыми» головками. Тесьму, в зависимости от конкретного реставрируемого экспоната, иногда пришивают тонкими цветными нитками к краю обивочной ткани или закрепляют с помощью декоративных гвоздей.


Рис. 67. Обивка сиденья облицовочной тканью

Источник

Обивка стула: пошаговый мастер-класс

Представляю вам пошаговый мастер-класс по обивке на примере стула.

Возможно, антикварщики, увидев данный мастер-класс, не только забросали бы меня тапками, а возможно и распяли бы 🙂 Так как во всех антикварных стульях и креслах сидение держится на пружинах, наполнитель — конский волос и морская трава. Сама подушка, прежде чем она крепится к пружинам, формируется, прошивается, делается жесткий борт по краю. Ну и т.д, много нюансов, вплоть до того, что степлер не используется, а обивается маленькими кованными гвоздиками. Так делают профессиональные обойщики, нам же с вами нужно попробовать в домашних условиях перетянуть наши стульчики наиболее приемлемым для нас способом. И так.

Читайте также:  Стул рыбака складной со спинкой своими руками

Нам потребуется подготовленный стул, сидение (лучше всего из толстой фанеры) поролон (желательно мебельный плотный), нужной высоты, синтепон ( желательно двух видов : сотка и плотный мебельный 200), ткань для черновой обивки, декоративная ткань, кусочек плотной мешковины или льна, декоративный шнур.

А также степлер (можно ручной), скобы для степлера (8 или 10мм), клей для поролона, ножницы, монтажный нож, клей для ткани (можно момент-кристал) клей ПВА

1. Черновая обивка сидения

Намазываем сидение клеем для поролона, не жирно, нам главное, что бы поролон не ерзал, когда мы его будем обивать.

приклеиваем поролон, можно чем нибудь прижать минут на 10-15.

Затем ножом обрезаем все лишнее. Можно вырезать поролон заранее, по лекалу и приклеить готовый, это как когда удобнее.

Кладем сверху поролон тонкий ( толщина 2,5-3см) по размеру он больше. Больше по всему периметру на толщину первого слоя поролона.

Берем заранее отрезанный кусок ткани. Ткань для черновой обивки должна быть тонкая, но прочная. Лучше всего использовать миткаль, но можно и любую другую, какая есть в закромах. У меня была эта. И начинаем степлерить, затягивая поролон тканью

Главный принцип любой обивки — это принцип барабана. Т.е. мы очень плотно натягиваем ткань на наполнитель. Натягиваем одинаково во всех направлениях.

там где спинка крепится к сидению, делаем надрезы

и тоже затягиваем. Удобно работать вдвоем, что бы легче затягивать, можно даже кого нибудь посадить на стул))) поролон прижмется и не нужно будет прилагать больших усилий)))

В процессе обтяжки у вас скорее всего возникнет ситуация, когда рядом ткань затянута сильнее Берете тоненькую отверточку, вытаскиваете скобу , подтягиваете ткань и еще раз степлерите

Когда все затянули, лишнюю ткань обрезаем ножницами. Вот примерно так у нас должно выглядеть сидение

2. Обивка задней части спинки.

Берем декоративную ткань, вырезаем по лекалу спинки. Вырезаем с запасом 2-3 см. Эти см нужны нам для того, что бы удобнее было тянуть. Гладим. И начнаем степлерить, также по принципу барабана.

Обрезаем лишнюю ткань по периметру и смазываем края клеем ПВА

3. Черновая обивка переда спинки.

Вырезаем по лекалу тонкий синтепон, прикладываем, сверху прикладываем мешковину. Мешковину степлерим к спине. Опять по принципу барабана. Это что то типа ребра жесткости.

На мешковине сооружаем пирамидку из синтепона. Нам нужно, что бы спинка была округлой. На пирамидку кладем толстый мебельный синтепон, так же вырезанный по лекалу, сверху черновую ткань и опять степлерим по принципу барабана

4.Обивка сидения и спинки декоративной тканью.

Прикладываем декоративную ткань и начинаем пристреливать, все по тому же принципу)

Когда все готово, обрезаем лишнюю ткань

Точно также работаем и со спинкой

Вот что у нас должно получится

4. Обивка низа.

Наш стульчик, должен быть красив со всех сторон. Не забываем про низ

5. Оклейка декоративным шнуром.

Намазываем шнур клеем и приклеиваем. Для фиксации я использую портновские булавки

Часа через два можно вытащить все булавки. Наш стульчик готов. УРА.

Источник

Adblock
detector