Как появился стул для сидения
Не секрет, что большую часть времени мы проводим сидя на удобном стуле, диване, кресле. И вряд ли задумываемся над тем, когда же и кем был изобретен такой обыденный предмет в нашей жизни, как стул. Если обратиться к словарю В.Даля, то узнаем, что стул является утварью, предназначенной для «сиденья с прислоном». Если данный предмет мебели с подлокотниками, то это уже кресло, без прислона — табурет.
Стул-трон Тутанхамона
Слава изобретения полноценного стула, как и стола, досталась древним египтянам. Изначально для сиденья здесь использовали скамьи и простые табуретки. Египтяне первыми догадались приделать к табурету подлокотники, спинку и мягкое сидение. Новая мебель оказалась весьма удобной и была достойна правителей государства. Так появился трон, прародитель сегодняшних стульев. В национальном музее Каира хранится древний стул-трон Тутанхамона из кедра, обитый листами золота, украшенный перламутром и драгоценными камнями. Помимо стульев-тронов древние мастера делали складные стульчики и табуреты. Все это украшалось золотом, слоновой костью, искусной резьбой.
Стул времен Древнего Рима
В древности наличие стула или кресла свидетельствовало о принадлежности человека к богатому сословию. У древних греков и римлян появились стулья на скрещенных ножках, кресла из бронзы и мрамора. У чиновников Древнего Рима были богато украшенные слоновой костью складные стулья, которые повсюду носили за ними рабы. Знатные римляне могли сидеть на богато украшенном низком сидении. Дома глава богатого семейства восседал на мраморном троне. В средние века мебель резко отличалась от настоящих шедевров античного мира. Даже в королевских замках стояли грубо сколоченные скамьи. Зачастую на козлы просто ложили гладкие доски. Для одиночного сидения делались массивные табуреты. Но уже в 10-12 веках в феодальной Европе вновь появляются кресла с высокими спинками, которые считаются символом власти феодала.
В эпоху Возрождения стулья, как и вся мебель, является поистине произведением искусства. Стул играет важную роль в европейском дворцовом ритуале. Так, члены королевских семей сидели на стульях с подушками, высшая знать — на богато украшенных сидениях, придворные ниже рангом — на складных стульях. Долгое время мастера стремились создавать стулья подобно величавому трону, мало заботясь об их удобстве. Первые удобные и комфортные стулья появились в XVII веке. Это были разные по форме шезлонги, на которых можно было сидеть и лежать. Некоторые из них состояли из кресла и мягкого табурета, другие — из 2-х кресел с табуретом между ними.
В середине XIX века в мебельной индустрии произошел важный переломный момент. Венский столяр М. Тонет стал изготавливать прочные и недорогие стулья из гнутого дерева. Такой стул мог позволить себе и простой человек. Идею Тонета подхватили во всем мире и вскоре повсюду стали производить мебель из гнутой фанеры, металла, труб. Затем стали успешно использовать пластик и ткани. Современные дизайнеры создают стулья самых разных конструкций, многие из которых уникальны и необычны, представляют собой настоящее произведение искусства.
Источник
История стула
Изучение развития столярно мебельного искусства необходимо искусствоведам для правильной атрибуции мебели и оценки. Реставраторам, история стула и мебели в целом необходима для того, что бы профессионально вернуть креслу, стулу, дивану или кушетке их функциональность без потери исторической достоверности.
По конструктивным и декоративным особенностям реставратор определяет время изготовления. Если технологии не соответствуют времени исторического стиля, готика, барокко, рококо, модерн, и так далее, значит перед нами не подлинник. Копия, реплика, подделка
Не важно, храниться экспонат в музее или находиться в частной коллекции. Старинная вещь или мебель 50, 60 годов XX века. В нашей мастерской всё восстанавливается теми материалами и по тем же технологиям, которые применялись при изготовлении по разумным ценам.
Британский Музей Виктории и Альберта. Фото автора.
Определение стиля и времени изготовления и предварительная оценка мебели, а также примерный расчет стоимости реставрации производиться по фотографии, присланной на нашу почту Elena@restavraciy.ru WhatsApp +7(985)364-93-23 или по телефону. 8 985 364-93-23.
Древние стулья
На фото стул древнего Египта, созданный в эпоху Нового царства в период расцвета Фив, в царствование великих Рамессидов. Прикладное искусство было в расцвете. Египтяне знали уже способы фанерования. Они облицовывали дорогую мебель пластинами слоновой кости, перламутра, даже золота. Сиденья плели из кожаных ремней, растительных волокон, тонких дощечек. Первый складной стул изобрели также египтяни. Он появился ещё во II тысячелетия до нашей эры. Также египтянам были известны технологии изготовления гнутой мебели. Через много веков эту технологию заново открыл, разработал, и довёл до совершенства великий мебельщик Михаэль Тоннет, положивший начало целому направлению, под названием «Венская мебель», «Гнутая», «Тонетовская».
Египетские мебельщики были великими конструкторами и умелыми ремесленниками. Они разработали столярные решения изготовления мебели, которые не потеряли своей актуальности до нашего времени. К сожалению, сохранилось их совсем немного, благодаря традиции захоронения фараонов и египетской знати в пирамидах и гробницах, наполненных богатой утварью. Именно там археологи находили и древние стулья в идеальной сохранности. Картинки с их изображением можно найти во многих учебниках. Оригиналы хранятся в больших национальных музеях под пристальным вниманием ученых реставраторов.
Древние стулья. Собрание Лувра. Фото автора.
История первых стульев
Всё новое – хорошо забытое старое. История стула это подтверждает.
История стула не имеет точной даты своего начала. Древний человек для сидения вокруг костра использовал камни, обрубки деревьев, пни. С началом развития земледелия, к XV-XIII тысячелетию до нашей эры, появляется оседлый образ жизни, и то, что мы сейчас называем дом, а в доме очаг, ложе и, конечно же, стул, Стул, как мобильный объект для сидения одного человека сначала был низким, на коротких ножках, скорее напоминал табурет. Сиденье плели из камыша, тростника, тонких ивовых прутьев. Высокий стул со спинкой появился гораздо позднее, в Египте.
Мебель для сидения без спинки – табурет, пуфик. Со спинкой – стул. Со спинкой и подлокотниками (локотниками) – кресло. Любая мебель для сидения одного человека традиционно символизирует статус своего владельца. Чем выше и богаче декорированы стул кресло, или трон, тем значимее статус его владельца для соплеменников. Первые стулья были жесткие с дощатыми или плетёными сиденьями. Для удобства их снабжали подушками, набитыми шерстью, травой или пухом.
Позднее стулья разделились по функциональному назначению. Для столовой, гостиной, работы или отдыха.
В какой-то мере знания о форме и способах изготовления первобытных стульев можно получить, изучая быт современных племён, находящихся вдали от цивилизации и сохранивших свой его на начальном уровне.
Греческий стул клисмос
Ни один греческий стул клисмос не был найден. Ученые даже не могут определить материал, из которого он мог быть сделан. Было ли это резное дерево или гнутое? Сделано ли из рога или бивня слона? Чем обусловлена такая изогнутость ножек? Из чего изготавливали сиденье и спинку? На все эти вопросы пока ответа нет.
О стуле клисмос можно судить только по изображениям, найденным на вазах и других предметах декоративно прикладного искусства древней Греции. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, почему у него так неестественно изогнуты ножки.
Скорее всего, лёгкий элегантный аристократический стул клисмос предназначался для женщин, во всяком случае именно дамы, то с зеркальцем, то с веером изображены сидящими в окружении слуг, гостей или домочадцев.
Копируя форму по картинкам древнего стула, в начале XIX века в период классицизма мебельщики предложили неожиданную для того времени форму стула с изогнутыми ножками-сабельками. Особенно популярны стулья с изогнутыми в виде саблей ножками были в России начала XIX века. Это направление формы получило название «стул с цельной боковой рамой».
Стулья Рима
Сохранились стулья Рима в каменном варианте, либо в изображениях на фресках. Все древние римские стулья из дерева погибли либо от естественного разрушения дерева, либо в пожарах, либо под воздействием микроорганизмов. Но, даже по сохранившимся изображениям можно составить примерный портрет среднего римского стула. Жесткий, дощатый, иногда с точеными ножками и мягкой подушкой на сиденье. Сиденье для одного человека в Риме – либо трон, либо табурет для работы. За праздничным столом патриции не сидели, а возлежали. Следовательно и стулья для столовой были не нужны.
Рим подарил миру курульный стул, который позднее, преобразовался в кресло курульное.
Курул (высокопоставленный чиновник) ходил по Риму в сопровождении вооруженного охранника. Охранник же, носил с собой складной стульчик, чтобы чиновник в любое время мог присесть и отдохнуть. Предмет первой необходимости делали из дерева или бронзы. Золотили, расписывали, украшали. Позднее форма складного сиденья стала обычной. Была популярна в эпоху Возрождения под названием савонаролла.
Стул «савонарола» – тип раскладного табурета с серповидными, ножками. Спинка в виде резной дощечки – отдельная деталь. При раскладке стула вставляется между локотников, тем самым закрепляя стул в разложенном состоянии. В интерьере ассоциируются с Италией, Эпохой возрождения. Единичные экземпляры этих редких дорогих образцов стульев храняться в национальных музеях стран Европы и Америки. Старинные стулья и кресла «савонарола», встречающиеся на антикварном рынке, как правило, изготовлены в период Историзма и неостилей второй половины XIX века.
На фото стул «Савонаролла» из частной коллекции, реставрировавшийся в нашей мастерской. Форма стационарная, не раскладывающаяся. Производство Германия XIX век. Историзм. Ясень.
Строгость форм, лаконичность декора и безупречные пропорций. Скопировать можно. Но по следам инструмента, породе дерева и крепежам, реставратор без труда определит подделку. Если есть сомнения в подлинности мебели, которую собираетесь приобрести, или нужна оценка стоимости реставрации, получить её можно, совершенно бесплатно у наших реставраторов.
Источник
История стула
Человека всю его жизнь окружают самые разнообразные вещи, но он редко задумывается об истории их происхождения. К примеру, такой привычный предмет мебели, как стул, прошел долгую эволюцию, прежде чем принять современный внешний вид.
Древние цивилизации
Первые предки хорошо известного всем стула появились еще до нашей эры на территории Древнего Египта. До египтян никто и не помышлял о том, чтобы у привычной лавки или табурета появилась спинка. Но древнеегипетские столяры смекнули, что правителям Египта нужен особый атрибут их власти с удобной спинкой – трон, который прочно вошел в египетскую культуру. Немного погодя все те же египтяне изобрели подлокотники, и величественный трон отныне стал знаковым отличием каждого фараона.
Удобное сиденье со спинкой быстро завоевало популярность и в других странах, правда, не во всех оно считалось непременным атрибутом правителя. В Древней Греции стулья предназначались для больных, детей и женщин, а мужчинам было гораздо удобнее лежать, чтобы вести неторопливую беседу или наблюдать за ходом бесконечных пиров и празднеств.
В Древнем Риме, как и в Египте, стул был показателем социального статуса обладателя. Трон императора был сделан из мрамора и украшен вставками из драгоценных металлов и камней. Особо уважаемые граждане сидели на деревянных, богато украшенных стульях, а чиновники имели в своем распоряжении рабов, которые носили за ними по пятам складные стулья, отделанные слоновой костью. Большой привилегией пользовались римские аристократы – у них был собственный мраморный трон, который был отдаленной копией императорского трона.
Древняя Русь
Население Древней Руси долгое время не помышляло о сиденьях со спинкой, и все, включая царя и князей, сидели на лавках. Лишь по особым случаям правитель усаживался на свой трон. У каждого он был особенным: Иван Грозный сидел на троне, изготовленном талантливыми итальянскими мастерами, Борис Годунов предпочитал восседать на троне, украшенном бирюзой и золотом, а отец Петра Великого – Алексей Михайлович – на золотом троне с алмазами и рубинами. И лишь реформы Петра I все расставили по своим местам, и стул со спинкой начал понемногу входить в обиход у разных слоев населения, заменяя неудобные лавки.
Подданные вначале с неодобрением отнеслись к новшествам, которые Петр практически насильно заставлял использовать в быту. Первым делом на стулья были усажены все дворяне, которые боялись возражать императору, зная о его крутом нраве. Вскоре мода, которую Петр старательно перенимал у европейцев, укоренилась в России и постепенно ушла в народ. Простые люди оценили преимущества спинки, которая позволяла расслабить тело, а дворяне начали украшать свои дома роскошными стульями из-за границы, усаживая на них гостей и одновременно стараясь угодить Петру.
Европа
В эпоху средневековья стулья были весьма популярны в Европе, но сидеть на них доводилось лишь аристократии. От того, насколько богато был украшен этот предмет мебели, напрямую зависело положение владельца в обществе, кроме того, стулья играли важную роль в дворцовых ритуалах.
Стулья во дворце были символом престижа. На стульях с мягкими подушками могли сидеть только королевские особы. Такие стулья обладали откинутой спинкой и объемным, мягким сиденьем. Знатные вельможи имели право сидеть на резных стульях, инкрустированных драгоценными камнями, а придворные с низшими титулами довольствовались складными стульями. Остальные должны были стоять, когда шел королевский прием, и лишь в особых случаях некоторым дамам с разрешения короля позволялось присесть.
В 17 веке Европу охватила мода на итальянский стиль барокко, который диктовал свои условия: главное – это величественный вид и только потом – удобство. Стулья в стиле барокко выглядели помпезно и вычурно, вынуждая королевских особ сидеть в неудобной позе на многочасовых дворцовых церемониях. Такому стулу была свойственна особая резьба, которая покрывалась смесью клея и специальных добавок, на которую наклеивали тончайшие листы золота и драгоценные камни.
Кроме того, аристократия Франции обставляла свои дома креслами с высокими спинками и низкими сиденьями. По-прежнему использовались привычные табуреты и складные стулья не особо знатными вельможами. 17 век – время появления и повального использования шезлонгов, на которых можно было не только сидеть, но и лежать. Они имели форму лодки и, так называемой, «разбитой герцогини» — это шезлонг, состоявший из кресла и приставного табурета, иногда такой шезлонг был представлен двумя креслами и табуретом между ними.
Но время шло, наступил 18 век, а вместе с ним наступил расцвет нового стиля в культуре – рококо. Переменчивая мода затронула и мебель. Теперь тон всей Европе задает Франция, а не Италия. Появляются мягкие и глубокие стулья, в которых можно часами просиживать перед камином. Высший свет узнал, что такое кресло для кабинета. Постепенно видовой состав стульев исчисляется десятками: появился высокий парикмахерский стул с изогнутой спинкой, компактные дорожные стулья и изящные стулья-кресла для беседы.
Разумеется, все эти разновидности одного-единственного стула были доступны богатым людям с положением в обществе, но даже они порой становились заложниками моды на этот атрибут мебели. Когда мужчины начали носить фрак, им приходилось садиться лицом к спинке стула, дабы не помять важный предмет своего гардероба.
Начало 19 века ознаменовано правлением Наполеона, который вновь пытается сделать мебель вычурной и напыщенной, однако, стиль ампир быстро прижился, и стулья той эпохи славились изяществом и удобством. Не за горами вторая половина 19 века, когда на смену роскоши приходит удобство, и стулья все больше начинают входить в массы.
Новое время
Настоящую революцию в технологии производства мебели и, в частности, стульев совершил австриец Михаил Тонет в середине 19 века. Он решил, что на смену тяжеловесным конструкциям должны прийти практичные стулья из гнутого дерева и не ошибся – его новаторские идеи быстро нашли применение в мебельной промышленности, и удобные стулья из бука впервые стали доступны простым людям. Тонет организовал собственную фирму по производству мебели и в рекордные сроки новые стулья полюбились в России, Европе и даже Америке.
Венские стулья и по сей день невероятно популярны и отличаются простотой и качеством. Что до Тонета, то его пример стал заразительным, и все больше мастеров выдвигали смелые идеи для создания стульев. Марсель Брейер разработал дизайн стульев по тому же принципу, что и Михаил Тонет, но в качестве материала он использовал металл. Другой новатор — Эро Сааринен решил, что четыре ножки у стула – лишние детали, и оставил всего одну по середине, которая поддерживала чашеобразное сидение.
В 20 веке фантазию дизайнеров уже было не остановить. Англичане изобрели стул, который способен занимать до четырех положений, в зависимости от позы, которую принимает человек. Итальянцы же решили сделать акцент на удобстве и изобрели кресло, которое по щелчку превращается в кушетку – отличный вариант для работы и отдыха.
Врачи тоже не остались в стороне, а один из них даже сконструировал собственную модель стула. Бент Акерблом долго наблюдал за своими пациентами и поймал себя на мысли, что считает позу, в которой они сидят неправильной. Люди постоянно ищут наиболее удобное положение, когда сидят нас стуле, и им в этом можно помочь. Акерблом решил, что нужно наклонить сиденье стула немного внутрь, а спинку изогнуть в том месте, где изгибается позвоночник человека. Так был сделан еще один шаг для создания идеального стула.
Источник