Меню

Как починить венский стул



Как сделать реставрацию венского стула своими руками. Советы и мастер-класс

Венский стул — самый простой по конструкции и достаточно удобный в применении. Свою историю венский стул начинает с середины девятнадцатого века. Изобрел его мастер из Вены Михаэль Тонет.

Стулья братьев Тонет в музее Вены

Он ввел в производство технологию гнутой под паром древесины. Уже в то время он завоевал огромную популярность среди различных слоев общества. Изготавливались стулья компанией Thonet, и назывался стул No 14. Популярность данного изделия в то время можно сравнить с популярностью мебели Икеа в наши дни.

Реставрация венского стула своими руками с заменой спинки, которая перевоплотит старенький стул в современный предмет интерьера

Реставрация венского стула своими руками не вызовет особых проблем по той причине, что он достаточно прост в изготовлении. Стул состоит из двух дуг, которые объединены с задними ножками, сиденье выполнено в виде круга, передние ножки да десяток шурупов. Вот и вся конструкция венского стула. Вторая причина реставрации венского стула в том, что это достаточно старая, а значит и достаточно прочная вещь. После того, как она получит вторую жизнь, то прослужит еще достаточно долгое время в доме или на даче. Третья причина носит чисто практический характер. Если научиться реставрировать старую мебель, можно устраивать мастер классы по реставрации венских стульев своими руками. Это может стать работой, которая будет приносить значительный доход.

Серия “Новое ретро” заключается в придании старинным стульям оригинального внешнего вида

Перед реставрацией необходимо приготовить следующие инструменты для работы.

  1. Молоток.
  2. Струбцины.
  3. Скобы, степлер.
  4. Шуруповерт.
  5. Отвертка.
  6. Деревянная киянка.
  7. Наждачная бумага, растворитель.

Инструменты для реставрации стульев

Необходимые материалы для работы:

Выполнение работы

Так выглядел старый стул до реставрации

Сначала нужно отмыть стул от грязи и пыли. Уже при этом возможно отслоение лакокрасочного покрытия. Не рекомендуется слишком долго держать стул в воде, древесина имеет свойство впитывать воду. После мытья необходимо стул хорошо высушить.

Реставрация венского стула начинается с внешнего осмотра. В процессе осмотра устанавливаются следующие возможные дефекты:

    шатаются ножки стула;

Нижняя проножка, лопнувшая в верхней части

Повреждение наружной стороны каркаса сидения

Повреждения в элементах спинки стула

Для ремонта ножек стула его нужно разобрать полностью. Для успешной и быстрой сборки стула необходимо помечать разбираемые детали, чтобы не забыть порядок крепления деталей друг к другу. Здесь возможны варианты.

Демонтаж частей стула

Ножки крепятся по принципу шип – паз. В этом случае необходимо аккуратно расшатывать ножки от креплений. Таким же образом снимаются спинка и сиденье.

Гораздо проще и быстрее разобрать стул, собранный на шурупах. Его разбираем отверткой, используя масло для смазки шурупов. С использованием масла шурупы будут выкручиваться гораздо проще и быстрее. Тогда не придется прикладывать к отвертке значительное усилие.

Начинаем разбирать стул для реставрации

Детали стула могут быть склеены. Клей можно разогреть двумя способами. Нагреть места склеенных деталей феном, либо ветошью, смоченной в горячей воде. В любом случае клей станет мягче. Детали стула легко отделятся друг от друга.

Следующий этап – реставрация элементов конструкции. Необходимо убрать глубокие трещины, сколы, места, которые сильно повредили насекомые. Глубокие трещины необходимо залить клеем и стянуть эти места струбцинами. Мелкие сколы или мелкие трещины заливаются клеем и стягиваются скотчем. Смесью опилок и клея можно убрать очень большие сколы или трещины. После этого детали должны высохнуть.

Дефект наружной части каркаса сидения устраняем эпоксидной шпаклевкой

Шлифовка деталей

Сначала грубой наждачкой снимаем верхний слой с грязью и краской до самого дерева

Шлифовка производится либо шлифовальной машинкой, либо руками. Вначале детали шлифуются крупнозернистой наждачной бумагой, затем мелкозернистой.

С помощью шлифмашинки можно отшлифовать наружную поверхность сидения

Процесс считается законченным, когда поверхность деталей станет абсолютно гладкой и полностью очищенной от старого лака и краски.

Читайте также:  Как облегчить стул кормящей маме

Зашпаклевываем небольшие вмятинки и сколы специальной шпатлевкой для дерева

После того, как шпатлевка высохла, еще раз зашкуриваем весь стул мелкой наждачкой

Ремонт креплений стула

Концы изношенных деталей, входящих между собой в соединение, пропиливаются на несколько сантиметров вглубь. Затем между ними вбивается клин. Таким образом, расширенная деталь вплотную садится на посадочное место.

При работе с антиквариатом делается тонкое отверстие в шве соединения. Затем туда вводится столярный клей. В случае сильного износа шипа делается клин. Клин изготавливается из щепки, смазанной клеем. Его нужно вставить в отверстие вместе с деталью в процессе сборки.

Сборка каркаса

Намазываем клей густым слоем на каркас сидения и зажимаем склеиваемую заготовку струбцинами

Склеиваются все детали. Места склеивания фиксируются.

Приступаем к сборке и склеиванию стула

Старая обивка снимается таким образом, чтобы она могла быть использована в качестве выкройки. Делается новая обивка. Материал выбирается на любой вкус или цвет. Он может быть из ткани, кожи или любой другой. Важно учесть сочетание цвета обивки и цвета каркаса стула. Если с этим возникают проблемы, используется карта сочетания цветов.

Вырезаем поролон для мягкой сидения на стул

Затем по форме сиденья необходимо вырезать поролон. Поролон ложится на сиденье, сверху натягивается материал и крепится степлером или другим способом.

Обтягиваем сиденье мягким шениллом

Окрашенный венский стул с мягкой сидушкой

Покраска каркаса (декорирование)

Если вы хотите сохранить рисунок дерева, нужно покрывать стул морилкой

Все просохшие изделия каркаса могут быть обработаны любым способом. Это может быть краска, морилка, лак, сусальное золото.

Стул после покраски морилкой

На высохший каркас саморезами или металлическими уголками крепится сиденье. Теперь венский стул готов к употреблению по прямому назначению в новом виде.

Последний этап – покрытие стула лаком

Родные надписи, подтверждающие оригинальное происхождение

Портрет девочки, сидящей на венском стуле

Видео: ремонт венского стула

Источник

Как починить венский стул

О реставрации венских стульев

Решил-таки написать статью о реставрации венских стульев, т.к. многие просто мажут краской такие стулья, кощунственно называя этот процесс «реставрацией», не имея ни малейшего намерения сохранить изделие в виде, близком к первозданному. Об истории создания «гнутой» мебели, технологии ее изготовления, есть много интересной информации в Сети, поэтому не буду останавливаться на этих вопросах. Скажу лишь, что Михаэль Тонет, получивший королевский патент на выгибание дерева, создал совершенно уникальное произведение столярного искусства, славящееся не только своей изящностью, но и не превзойденное по прочности. Кстати, венский стул — единственный предмет мебели, который, будучи сброшенным с Эйфелевой башни, остался цел.

Такие стулья, изготавливаются в основном из бука и те, что мне доводилось восстанавливать, были сделаны в начале – середине 50-х годов прошлого века.

Вот такие «пациенты» зачастую попадаются на просторах нашей страны:

При полной разборке стула, можно обнаружить «оригинальные» штампы, иногда называемые реставраторами «паспортом изделия». Вот, например, отметка на одном из таких стульев, свидетельствующая о времени его изготовления (1951год):

Стулья, находящиеся в столь плачевном состоянии, лучше разобрать подетально, промаркировав каждую деталь:

При этом считаю крайне интересным остановиться на вопросе о такой, казлось бы, мелочи, как шурупы. «Родные» шурупы, или хотя бы аналогичные, сейчас не найти, но не столько из-за вида их головок, а из-за их необычной формы. Если рассмотреть шуруп от венского стула повнимательнее, можно увидеть, что тело шурупа имеет не цилиндрическую форму, а сужается от шляпки к острию, имея форму конуса.

Считаю, что именно такая форма и обеспечивает долговечное прочное соединение венских стульев безо всякого клея. Почему? А потому, что конический шуруп, при вворачивании его в тело дерева, раздвигает волокна, а не рубит и не разрезает их (как это делают современные метизы), оставляя длинные волокна целыми (кстати, первые гвозди делали именно конической формы). Кроме того, перед вворачиванием, шурупы увлажняли, что вызывало небольшую коррозию тела шурупа, которая препятствовала его обратному вращению (при попытке вывернуть). Кстати, известно, что именно для увлажнения, в старые времена мастера (и сапожники и плотники) гвозди держали в губах, слегка увлажняя их слюной перед тем, как забить. Раздвинутые волокна дерева впоследствии зажимают шуруп так сильно, что (вкупе с коррозией шурупа) его крайне трудно вывернуть. При неаккуратных попытках выкрутить шуруп, шлицы, в большинстве случаев, «срывают», поэтому к такому, казалось бы простому, процессу, нельзя подходить с наскоку, надо как минимум, подготовить плоскую отвертку, с жалом из хорошего металла, идеально подходящим по ширине и толщине конкретному шурупу. А при выкручивании ранее поврежденных шурупов, с уже сорванными шлицами, возможно, придется воспользоваться бормашинкой с круглой фрезой для предварительного углубления шлица в головке.

Читайте также:  Как почистить белые кожзам стулья

После разборки стула на составляющие, необходимо запастись терпением, взять циклю и аккуратно снять старый слой лакокрасочного покрытия с каждой детали, желательно, до «чистого» дерева. Это очень «нудная» и кропотливая работа, занимающая, пожалуй, больше всего времени, порядка 4-5 часов на один стул. Выполнить такую работу шлифмашинкой аккуратно крайне сложно, во-первых, из-за сложной формы деталей, во-вторых, наждачная бумага моментально забивается лаком и ее приходится без конца менять. Тем более, что применять крупную шлифбумагу не целесообразно, т.к. риски, остающиеся после нее, зашлифовать крайне трудно.

При необходимости, подклеить треснувшие детали, применяя качественные столярные клеи (например от производителей «Titebond» или «Kleiberit», либо, при ограниченном бюджете — «Момент»):

После циклевания, склейки, зашпаклевать оставшиеся небольшие дефекты специальной шпаклевкой по дереву («под бук», лучше покупать шпаклевку в тубах — она дольше не теряет своих свойств) и тщательно зашкурить изделия наждачной бумагой, начиная с мелкозернистой и, постепенно переходя к шлифовальной. Кстати, рекомендую работать в перчатках, хотя многие это «не признают», однако, считаю, что жир и пот с ладоней, хотя их и не видно, все же попадают на дерево, что впоследствии может отрицательно сказаться на качестве покраски.

Иногда приходится восстанавливать геометрию отдельных деталей, деформированных после хранения в ужасных условиях. Например, согнутые на лишних 4-5 см. перемычки, соединяющие ножки стула или же скрученную «восьмеркой» (подобно велосипедному колесу), обечайку сидения стула, приходится распаривать и, зажав струбцинами, сушить длительное время, до восстановления первоначальной формы.

В первую очередь, в таких стульях как правило, страдает фанера сиденья стула, как наиболее уязвимая к воздействию влаги. При небольших повреждениях наружного слоя фанеры, можно обойтись заменой части верхнего слоя шпона, вклеив подходящие кусочки букового шпона взамен поврежденных участков. При удачном подборе рисунка шпона, аккуратной вклейке и шлифовке, следов замены не будет заметно. Но чаще всего фанера расслоена и покороблена настолько, что не подлежит восстановлению, ее приходится заменять полностью. В этом случае можно рассмотреть два основных варианта изготовления вставки в сиденье:

Вариант 1. Довольно трудоёмкий – изготовление вогнутого сиденья из набора нескольких слоёв букового шпона, предварительно увлажнённого, или распаренного, а затем склеиваемого в специально изготовленной форме (оправке) нужной формы, под значительным давлением (например с использованием гидравлического пресса, или домкрата, или же нагружаемого мешками со свинцовой дробью). Этим пользуются редко, если бюджет и сроки позволяют.

Вариант 2. Изготовить вставку в сиденье из обычной фанеры. Проще, но сиденье будет плоским. Для изготовления новых вставок идеальна буковая фанера, однако, к сожалению, в некоторых регионах страны, ее просто не найти. Придется покупать обычную, березовую, но постараться выбрать качеством получше, что тоже не просто. Вырезать по форме старого вкладыша, новую сидушку, не представляет особых трудностей. Но вот вставить ее в паз обечайки довольно непросто. Обечайка, кстати, изготавливается также, как и ножки, методом «гнутья» по форме, с последующей склейкой по кривой линии. В заводских условиях вставляли фанеру в профрезерованный паз с помощью специального приспособления, предварительно сняв фаску с нижней части фанерного сиденья. Но в «кустарных» условиях это достаточно проблематично. В принципе, конечно, можно подогнать размеры с минимальным допуском и запрессовать фанеру в обечайку. Но при этом фанера ляжет в паз с очень большим зазором (до стенок паза), что чревато появлением щелей впоследствии. Поэтому лучше частично разогнуть обечайку, «разомкнув» склейку, вставить фанерку, и, затем, снова склеить. Мне задавали вопросы, как «расклеить» обечайку. «Расклеить» можно, но этот процесс довольно трудоемкий (распаривание с последующей сушкой в форме), причем впоследствии не исключено появление трещин и деформаций изделия. Поэтому проще сделать пропил по линии склейки лобзиком. При этом, не желательно пользоваться ручным электрическим лобзиком (он дает слишком широкий пропил, с возможным отклонением пропила от вертикали, т.к. пилка закрепляется консольно). Лучше всего воспользоваться стационарным электрическим лобзиковым станком, в котором используются тончайшие полотна, закрепленные с двух концов, благодаря чему обеспечивается вертикальность пропила.

Читайте также:  Гамак своими руками для кота под стулом

В некоторых городах электроинструмент можно взять напрокат. В крайнем случае, можно прибегнуть к старому доброму ручному лобзику. Вставив фанеру в паз и, склеивая сиденье, компенсировать пропил проще всего полоской букового шпона, вклеенного в пропил, но можно и обойтись без этого, если пилка будет очень тонкая. Возможно, возникнут трудности с поиском букового шпона, в этом случае шпон можно взять, просто сняв один слой с ранее вынутой, поврежденной фанерки сидения.

В середину сиденья, под фанеру, полезно вставить усиливающую планку, т.к. частенько стулья используют вместо лесенки и, встав на стул ногой, проламывают тонкую фанеру.

Сломанные и утерянные тонкие перемычки в спинке стула лучше заменить на новые, распустив буковую доску на полосы, толшиной порядка 7 мм и прогнать через рейсмусовый станок, обеспечив одинаковую толщину. Затем, заовалить каждую перемычку и отшлифовать. После сборки, поставить стул на ровную поверхность и убедиться, что все четыре ножки ровно стоят на ней, стул не качается и на этом первый этап реставрации можно считать завершенным.

После шлифовки проявляется вся красивая структура дерева и, когда стулья не очень старые, то хочется оставить натуральный цвет дерева, однако очень старая древесина местами имеет темные пятна, которые невозможно убрать шлифовкой — слишком глубоко ее повредило время, поэтому перед нанесением лака дерево необходимо мроморить.

Теперь можно приступать к другой ответственной процедуре — покраске. Еще раз убедившись, что все поверхности хорошо зашлифованы, продуть все детали сжатым воздухом, либо пропылесосить их с помощью тонкой насадки, причем последнее — лучше, т.к. пылесос вытягивает мельчайшую пыль из пор дерева. Затем приступить к процедуре морения, лучше для этого воспользоваться профессиональным краскопультом, это дает более ровный цвет по сравнению с другими способами нанесения морилки, причем особенно это критично при работе с очень старой древесиной (как в данном случае).

После нанесения морилки, как правило, имеет место эффект «поднятия ворса» — тонкие волокна дерева приподнимаются, что требует обязательной шлифовки (опять же каждой детали) перед нанесением лака. При этом, лучше не экономить и приобрести специальный материал, который снимет ворс, не испортив покрытие.

Соответственно, для нанесения лака также лучше применить краскопульт. После нанесения первого слоя лака, также нужна промежуточная шлифовка, лишь после этого можно наносить финишный слой.

И последнее. Необходимо крайне аккуратно подойти к выбору лака для покрытия восстановленных стульев. Сейчас под красивыми наклейками зачастую продается такое, что и лаком назвать нельзя. Я пользуюсь итальянскими тиксотропными лаками, цена на которые хоть и «кусается», но зато они несравненно лучше ложатся на старые поверхности, имеют отличную адгезию и не склонны к образованию подтёков, что исключает повторные перешлифовки и перекрашивания, по сравнению с более дешевыми аналогами.

Ну и вот что получилось после восстановления:

Источник

Adblock
detector