Меню

Как отремонтировать венский стул своими руками



Реставрация венского стула своими руками

Очень часто дома или на даче можно отыскать старый, но очень удобный стул, который и выбросить жалко и на видное место не поставишь. Мы в этой статье покажем вам, как можно легко отремонтировать венский стул.

Старая мебель очень добротная. Приложив немного усилий, старый стул получит вторую жизнь и прослужит еще не один десяток лет.

Реставрацию мы рассмотрим на примере венского стула со спинкой и мягким сидением, изготовленного из натуральной древесины твердых лиственных пород.

Коротко ознакомимся с основными элементами стула.

Осмотр и поиск дефектов

Как всегда, в начале ремонта нам нужно внимательно осмотреть стул и выявить все дефекты. Они могут быть разнообразными. Это зависит от того, где и в каких условиях наш стул хранился. Мы рассмотрим основные и наиболее частые дефекты.

  1. Стул шатается. Это означает, что у него ослабли шиповые соединения. В таких случаях стул нуждается в более трудоемком ремонте, потому как нужно:
    • увеличить размер шипа;
    • установить уплотнители на царги;
    • возможно, придется поменять силовые бруски.
  2. Замена лакокрасочного покрытия. Этот процесс наиболее простой и легкий.
  3. Реставрация сидения.

Далее мы рассмотрим более подробно методы исправления дефектов.

Инструменты для реставрации

Инструменты и материалы, которые вам могут понадобиться при проведении реставрационных работ стульев и другой мягкой мебели:

  • Молоток;
  • Степлер, скобы;
  • Шурупы, гвозди;
  • Краска или лак;
  • Растворитель;
  • Кисти;
  • Отвертка;
  • Ножницы;
  • Клей;
  • Поролон или латекс;
  • Ткань для обивки;
  • Наждачная бумага.

Подготовив инструменты и необходимый материал, можем приступать к ремонту.

Реставрация каркаса

Первым делом, если стул находился где-то на чердаке, то его нужно помыть и отчистить от пыли и грязи. После этого можем начинать разбирать стул.

  1. Сначала снимаем сидение и спинку. В старых стульях они в основном прикручены шурупами.
  2. Далее поочередно разбираем весь стул: проверяем каждое соединение и, если оно шатается и слабое, значит его нужно разобрать. Соединения, в которых детали держатся плотно, лучше не разбирать.

Все разобранные детали лучше пометить, чтобы потом не было проблем при сборке.
Когда стул разобран, мы можем взять наждачную бумагу и прошлифовать детали. Шлифовка нужна, чтобы максимально удалить старый лак.

Таким образом мы подготавливаем детали к дальнейшей покраске.
Теперь нужно осмотреть места склейки деталей. Если ножки входят в паз на доске сидения, то, для большей плотности, стоит верх ножек обмотать бинтом в несколько слоев, при этом все слои нужно обработать клеем.

Может случиться, что ножка сильно шатается в гнезде, тогда нужно в торце выпилить щель и вбить в нее небольшой клин. Так мы увеличим ширину торца, и ножка плотно разместится в гнезде

В конструкциях стульев с царгами при ослаблении шва можно с внутренней стороны просверлить маленькое отверстие и шприцем нанести в отверстие клей.

При ослаблении шипа можно воспользоваться спичками, обработанными клеем, которые при сборе изделия вставляем в гнездо.

Для того, чтобы конструкция была более прочной, к царгам можно прикрутить брусочки в виде трапеции.

Торцы максимально точно подгоняются к царгам, так как даже маленький зазор может привести к перекосу целого стула.

  • Теперь полностью собираем все детали стула в единое изделие.Все шиповые соединения хорошо проклеиваем, выступивший клей удаляем влажной тряпкой.
  • После этого стул оставляем на сутки, чтобы клей окончательно схватился. На сиденье можно выставить груз или, как вариант, ведро, наполненное доверху водой, для лучшего закрепления деталей.
  • Через сутки, когда клей схватится и подсохнет, можем начинать следующие этапы реставрации.

    Покраска каркаса стула

    Красим каркас стула лаком или краской, это зависит от вашего вкуса. После этого оставляем каркас до полного высыхания лакокрасочных материалов.

    Читайте также:  Как нарисовать интересный стул

    Ремонт сидения

    Чтобы отремонтировать сидение стула, нужно полностью снять старую обивку, осмотреть деревянную основу и устранить все дефекты.

    Если необходимо заменить поролон, ставим сидение на отрезок нового поролона, определяем нужный размер и аккуратно вырезаем ножом.

    Затем беремся за ткань на обивку. Размещаем сидение на ткани, нужный кусок помечаем карандашом и вырезаем ножницами.

    Кусок обивки обязательно должен быть чуть больше сидения с припуском на толщину поролона и на подгиб.

    Формируем сидение таким образом:

    • Кладем на стол обивочную ткань, по центру ткани размещаем поролон, затем сидение;
    • Загибаем припуски обивки на тыльную сторону сидения, немного натягиваем и выравниваем лицевую сторону;
    • Прибиваем скобами.

    Если нет скоб, можно обойтись и маленькими гвоздями с широкими шапочками.

    Сборка венского стула

    Теперь настало время прикрепить сидение к каркасу. Для этого процесса можно воспользоваться металлическими уголками и шурупами.

    Обновленный стул готов. Вот мы и рассмотрели основные методы реставрации венских стульев. Надеемся, что эта статья поможет вам реставрировать старые стулья и они будут еще долго не только приносить пользу, но и радовать вас своим внешним видом!

    Источник

    Как отремонтировать венский стул своими руками

    О реставрации венских стульев

    Решил-таки написать статью о реставрации венских стульев, т.к. многие просто мажут краской такие стулья, кощунственно называя этот процесс «реставрацией», не имея ни малейшего намерения сохранить изделие в виде, близком к первозданному. Об истории создания «гнутой» мебели, технологии ее изготовления, есть много интересной информации в Сети, поэтому не буду останавливаться на этих вопросах. Скажу лишь, что Михаэль Тонет, получивший королевский патент на выгибание дерева, создал совершенно уникальное произведение столярного искусства, славящееся не только своей изящностью, но и не превзойденное по прочности. Кстати, венский стул — единственный предмет мебели, который, будучи сброшенным с Эйфелевой башни, остался цел.

    Такие стулья, изготавливаются в основном из бука и те, что мне доводилось восстанавливать, были сделаны в начале – середине 50-х годов прошлого века.

    Вот такие «пациенты» зачастую попадаются на просторах нашей страны:

    При полной разборке стула, можно обнаружить «оригинальные» штампы, иногда называемые реставраторами «паспортом изделия». Вот, например, отметка на одном из таких стульев, свидетельствующая о времени его изготовления (1951год):

    Стулья, находящиеся в столь плачевном состоянии, лучше разобрать подетально, промаркировав каждую деталь:

    При этом считаю крайне интересным остановиться на вопросе о такой, казлось бы, мелочи, как шурупы. «Родные» шурупы, или хотя бы аналогичные, сейчас не найти, но не столько из-за вида их головок, а из-за их необычной формы. Если рассмотреть шуруп от венского стула повнимательнее, можно увидеть, что тело шурупа имеет не цилиндрическую форму, а сужается от шляпки к острию, имея форму конуса.

    Считаю, что именно такая форма и обеспечивает долговечное прочное соединение венских стульев безо всякого клея. Почему? А потому, что конический шуруп, при вворачивании его в тело дерева, раздвигает волокна, а не рубит и не разрезает их (как это делают современные метизы), оставляя длинные волокна целыми (кстати, первые гвозди делали именно конической формы). Кроме того, перед вворачиванием, шурупы увлажняли, что вызывало небольшую коррозию тела шурупа, которая препятствовала его обратному вращению (при попытке вывернуть). Кстати, известно, что именно для увлажнения, в старые времена мастера (и сапожники и плотники) гвозди держали в губах, слегка увлажняя их слюной перед тем, как забить. Раздвинутые волокна дерева впоследствии зажимают шуруп так сильно, что (вкупе с коррозией шурупа) его крайне трудно вывернуть. При неаккуратных попытках выкрутить шуруп, шлицы, в большинстве случаев, «срывают», поэтому к такому, казалось бы простому, процессу, нельзя подходить с наскоку, надо как минимум, подготовить плоскую отвертку, с жалом из хорошего металла, идеально подходящим по ширине и толщине конкретному шурупу. А при выкручивании ранее поврежденных шурупов, с уже сорванными шлицами, возможно, придется воспользоваться бормашинкой с круглой фрезой для предварительного углубления шлица в головке.

    Читайте также:  Как разместить 3 стула у 4 стен комнаты

    После разборки стула на составляющие, необходимо запастись терпением, взять циклю и аккуратно снять старый слой лакокрасочного покрытия с каждой детали, желательно, до «чистого» дерева. Это очень «нудная» и кропотливая работа, занимающая, пожалуй, больше всего времени, порядка 4-5 часов на один стул. Выполнить такую работу шлифмашинкой аккуратно крайне сложно, во-первых, из-за сложной формы деталей, во-вторых, наждачная бумага моментально забивается лаком и ее приходится без конца менять. Тем более, что применять крупную шлифбумагу не целесообразно, т.к. риски, остающиеся после нее, зашлифовать крайне трудно.

    При необходимости, подклеить треснувшие детали, применяя качественные столярные клеи (например от производителей «Titebond» или «Kleiberit», либо, при ограниченном бюджете — «Момент»):

    После циклевания, склейки, зашпаклевать оставшиеся небольшие дефекты специальной шпаклевкой по дереву («под бук», лучше покупать шпаклевку в тубах — она дольше не теряет своих свойств) и тщательно зашкурить изделия наждачной бумагой, начиная с мелкозернистой и, постепенно переходя к шлифовальной. Кстати, рекомендую работать в перчатках, хотя многие это «не признают», однако, считаю, что жир и пот с ладоней, хотя их и не видно, все же попадают на дерево, что впоследствии может отрицательно сказаться на качестве покраски.

    Иногда приходится восстанавливать геометрию отдельных деталей, деформированных после хранения в ужасных условиях. Например, согнутые на лишних 4-5 см. перемычки, соединяющие ножки стула или же скрученную «восьмеркой» (подобно велосипедному колесу), обечайку сидения стула, приходится распаривать и, зажав струбцинами, сушить длительное время, до восстановления первоначальной формы.

    В первую очередь, в таких стульях как правило, страдает фанера сиденья стула, как наиболее уязвимая к воздействию влаги. При небольших повреждениях наружного слоя фанеры, можно обойтись заменой части верхнего слоя шпона, вклеив подходящие кусочки букового шпона взамен поврежденных участков. При удачном подборе рисунка шпона, аккуратной вклейке и шлифовке, следов замены не будет заметно. Но чаще всего фанера расслоена и покороблена настолько, что не подлежит восстановлению, ее приходится заменять полностью. В этом случае можно рассмотреть два основных варианта изготовления вставки в сиденье:

    Вариант 1. Довольно трудоёмкий – изготовление вогнутого сиденья из набора нескольких слоёв букового шпона, предварительно увлажнённого, или распаренного, а затем склеиваемого в специально изготовленной форме (оправке) нужной формы, под значительным давлением (например с использованием гидравлического пресса, или домкрата, или же нагружаемого мешками со свинцовой дробью). Этим пользуются редко, если бюджет и сроки позволяют.

    Вариант 2. Изготовить вставку в сиденье из обычной фанеры. Проще, но сиденье будет плоским. Для изготовления новых вставок идеальна буковая фанера, однако, к сожалению, в некоторых регионах страны, ее просто не найти. Придется покупать обычную, березовую, но постараться выбрать качеством получше, что тоже не просто. Вырезать по форме старого вкладыша, новую сидушку, не представляет особых трудностей. Но вот вставить ее в паз обечайки довольно непросто. Обечайка, кстати, изготавливается также, как и ножки, методом «гнутья» по форме, с последующей склейкой по кривой линии. В заводских условиях вставляли фанеру в профрезерованный паз с помощью специального приспособления, предварительно сняв фаску с нижней части фанерного сиденья. Но в «кустарных» условиях это достаточно проблематично. В принципе, конечно, можно подогнать размеры с минимальным допуском и запрессовать фанеру в обечайку. Но при этом фанера ляжет в паз с очень большим зазором (до стенок паза), что чревато появлением щелей впоследствии. Поэтому лучше частично разогнуть обечайку, «разомкнув» склейку, вставить фанерку, и, затем, снова склеить. Мне задавали вопросы, как «расклеить» обечайку. «Расклеить» можно, но этот процесс довольно трудоемкий (распаривание с последующей сушкой в форме), причем впоследствии не исключено появление трещин и деформаций изделия. Поэтому проще сделать пропил по линии склейки лобзиком. При этом, не желательно пользоваться ручным электрическим лобзиком (он дает слишком широкий пропил, с возможным отклонением пропила от вертикали, т.к. пилка закрепляется консольно). Лучше всего воспользоваться стационарным электрическим лобзиковым станком, в котором используются тончайшие полотна, закрепленные с двух концов, благодаря чему обеспечивается вертикальность пропила.

    Читайте также:  Как установить стулья под лаги

    В некоторых городах электроинструмент можно взять напрокат. В крайнем случае, можно прибегнуть к старому доброму ручному лобзику. Вставив фанеру в паз и, склеивая сиденье, компенсировать пропил проще всего полоской букового шпона, вклеенного в пропил, но можно и обойтись без этого, если пилка будет очень тонкая. Возможно, возникнут трудности с поиском букового шпона, в этом случае шпон можно взять, просто сняв один слой с ранее вынутой, поврежденной фанерки сидения.

    В середину сиденья, под фанеру, полезно вставить усиливающую планку, т.к. частенько стулья используют вместо лесенки и, встав на стул ногой, проламывают тонкую фанеру.

    Сломанные и утерянные тонкие перемычки в спинке стула лучше заменить на новые, распустив буковую доску на полосы, толшиной порядка 7 мм и прогнать через рейсмусовый станок, обеспечив одинаковую толщину. Затем, заовалить каждую перемычку и отшлифовать. После сборки, поставить стул на ровную поверхность и убедиться, что все четыре ножки ровно стоят на ней, стул не качается и на этом первый этап реставрации можно считать завершенным.

    После шлифовки проявляется вся красивая структура дерева и, когда стулья не очень старые, то хочется оставить натуральный цвет дерева, однако очень старая древесина местами имеет темные пятна, которые невозможно убрать шлифовкой — слишком глубоко ее повредило время, поэтому перед нанесением лака дерево необходимо мроморить.

    Теперь можно приступать к другой ответственной процедуре — покраске. Еще раз убедившись, что все поверхности хорошо зашлифованы, продуть все детали сжатым воздухом, либо пропылесосить их с помощью тонкой насадки, причем последнее — лучше, т.к. пылесос вытягивает мельчайшую пыль из пор дерева. Затем приступить к процедуре морения, лучше для этого воспользоваться профессиональным краскопультом, это дает более ровный цвет по сравнению с другими способами нанесения морилки, причем особенно это критично при работе с очень старой древесиной (как в данном случае).

    После нанесения морилки, как правило, имеет место эффект «поднятия ворса» — тонкие волокна дерева приподнимаются, что требует обязательной шлифовки (опять же каждой детали) перед нанесением лака. При этом, лучше не экономить и приобрести специальный материал, который снимет ворс, не испортив покрытие.

    Соответственно, для нанесения лака также лучше применить краскопульт. После нанесения первого слоя лака, также нужна промежуточная шлифовка, лишь после этого можно наносить финишный слой.

    И последнее. Необходимо крайне аккуратно подойти к выбору лака для покрытия восстановленных стульев. Сейчас под красивыми наклейками зачастую продается такое, что и лаком назвать нельзя. Я пользуюсь итальянскими тиксотропными лаками, цена на которые хоть и «кусается», но зато они несравненно лучше ложатся на старые поверхности, имеют отличную адгезию и не склонны к образованию подтёков, что исключает повторные перешлифовки и перекрашивания, по сравнению с более дешевыми аналогами.

    Ну и вот что получилось после восстановления:

    Источник

    Adblock
    detector