Меню

Как нельзя встать со стула не наклонив корпус вперед



Челлендж со стулом — женщины могут сделать, а мужчины — нет (8 фото + 1 видео)

От парковки автомобиля до подъёма тяжестей — многие будут пытаться утверждать, что мужчины лучше справляются с этими вещами, чем женщины.

Но вирусный челлендж, ставший популярным на TikTok, ставит под сомнение все эти понятия о превосходстве.

Новый трюк, который называется «челлендж со стулом», заключается в том, чтобы стоять приблизительно в 90 сантиметрах от стены. После вам необходимо наклониться и прислониться головой к стене.

Настоящая же проблема возникнет после того, как вы попытаетесь подняться вместе со стулом.

Звучит просто? А вы попробуйте!

Десятки видеороликов в социальных сетях показали, что простой на первый взгляд трюк могут идеально выполнить только женщины, тогда как мужчинам сделать это очень сложно.

При этом почти во всех случаях все неудачные попытки мужчин вызывают смех у их жён, подруг, партнёрш, сестёр и друзей.

Инструкция по выполнению челленджа со стулом:

Перво-наперво, не забудьте достать свой телефон, чтобы записать свою попытку…

1. Встаньте у стены и сделайте три шага назад.
2. Поставьте стул перед собой, напротив стены.
3. Наклонитесь над стулом, создав угол наклона 90 градусов.
4. Прислоните голову к стене.
5. Поднимите стул к груди, оставляя при этом прижатой к стене голову.
6. Только теперь наступает настоящее испытание … постарайтесь выровняться вместе со стулом.

Почему мужчины не могут справиться с этим челленджем?

Ученые выдвинули пару теорий, пытаясь объяснить, почему парням так сложно даётся челлендж со стулом.

Некоторые указывают на наш центр тяжести — точку, где сосредоточен общий вес человека.

Между тем, другие утверждают, что размер наших ног — действительно ключ к решению проблемы.

Когда речь идет о мужчинах и женщинах, обычно думают, что у нас разные центры тяжести.

Для мужчин это их грудь, а для женщин — он сконцентрирован в области поясницы.

Вот что сказал о данной проблеме американский учёный Джереми Джонсон (Jeremy Johnson):

«Интересно то, что многие девушки могут успешно выполнить эту задачу, в то время как большинство парней сделать это не могут. Почему? Опять же, всё зависит от центра тяжести. У большинства девушек центр тяжести ниже бёдер, тогда как у парней — значительно выше. Именно поэтому для большинства девушек центр тяжести, когда они стоят согнутыми над стулом, находится над их ногами, а центр тяжести у большинства парней — над стулом.»

Однако профессор Брайан Форд (Brian Ford) из Кембриджского университета говорит, что неспособность большинства мужчин справиться с этой задачей больше связана с размером их ног.

«Это правда, что женщины имеют более низкий центр тяжести, чем мужчины, на несколько сантиметров, — говорит он. — Но это не имеет никакого отношения к этой хитрой маленькой уловке. У мужчин ноги длиннее, чем у женщин. Для мужчины два шага назад — 60 см, тогда как для женщины — 50 см. Это говорит о том, что мужчина вынужден стоять дальше от стены. Большие ноги мужчины означают, что он находится дальше от стены, чем женщина, и поэтому наклоняется вперёд. Ноги женщины же находятся ближе к стене, отчего они откидываются назад.»
Профессор Форд заметил, что именно это даёт женщинам преимущество.

Что бы ни говорила наука … вы попробуйте, чтобы уже самостоятельно сделать выводы.

Источник

Как нельзя встать со стула не наклонив корпус вперед

3.9.7. Анализ сложных рефлекторных актов человека на примере вставания со стула

Цель опыта — выяснить роль обратной афферентации в рефлекторной деятельности человека.

Проведение опыта. Испытуемого усаживают на стул, стоящий перед классом, предлагают сложить руки на груди в «замок», чтобы он не мог ими воспользоваться при вставании со стула, и предлагают ему встать, не помогая себе руками. Обращают внимание на то, что испытуемый вначале наклоняется вперед на определенный угол, а затем встает.


Рис. 43. Опыт, выявляющий рефлексы мозжечка, участвующие в торможении движений, продолжающихся в силу инерции

Доказываем, что при вставании движение вперед является необходимым. Испытуемому предлагают снова сесть на стул, сложив руки в «замок» на груди, и встать не наклоняясь вперед. Ноги должны быть согнуты под углом в 90°, сидеть он должен глубоко, лучше облокотившись на спинку. Ногами двигать не разрешают. Встать при этих условиях не удается.

Вопросы. Почему, чтобы встать со стула без помощи рук, человек должен сначала нагнуться на определенный угол? (Чтобы человек смог встать, центр тяжести его тела должен проектироваться на площадь опоры. У сидящего же человека он находится позади. Следовательно, человек должен нагнуться вперед на такой угол, чтобы проекция центра тяжести оказалась на площади опоры (рис. 44). Как определяется момент, когда наклон туловища должен прекратиться и начаться его выпрямление? (Это происходит благодаря тому, что мышцы, сухожилия, вестибулярный аппарат посылают сигналы в мозг. Благодаря этим сигналам и определяется время, когда возможно начать следующее действие и одна деятельность сменяет другую.)


Рис. 44. Рефлекторная деятельность человека при вставании. Р — проекция центра тяжести; О — площадь опоры; А — положение проекции центра тяжести и плоскости опоры при сидении на стуле, облокотившись на спинку; Б — смещение центра тяжести тела при наклоне вперед, необходимое при вставании; В — положение центра тяжести тела и точки опоры в момент вставания; Г — возможность падения при перемещении проекции центра тяжести вперед за площадь опоры

Вывод. Нервная система не только осуществляет рефлекторные действия, но и контролирует их результат. В процессе эволюции, да и в процессе индивидуальной жизни, отбираются те рефлекторные акты, которые приносят организму пользу.

Источник

Как нельзя встать со стула не наклонив корпус вперед

Если я скажу вам: “Сейчас вы сядете на стул так, что не сможете встать, хотя и не будете привязаны”, вы примете это, конечно, за шутку.
Хорошо. Сядьте же так, как сидит человек, изображенный на рис., т. е. держа туловище отвесно и не пододвигая ног под сиденье стула. А теперь попробуйте встать, не меняя положения ног и не нагибая корпуса вперед.

В таком положении невозможно подняться со стула.

Что, не удается? Никаким усилием мускулов не удастся вам встать со стула, пока вы не пододвинете ног под сиденье или не подадитесь корпусом вперед.
Чтобы понять, почему это так, нам придется побеседовать немного о равновесии тел вообще и человеческого в частности. Стоящий предмет не опрокидывается только тогда, когда отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри основания вещи. Поэтому наклонный цилиндр должен непременно опрокинуться; но если бы он был настолько широк, что отвесная линия, проведенная из его центра тяжести, проходила бы в пределах его основания, цилиндр не опрокинулся бы. Так называемые “падающие башни” – в Пизе, в Болонье или хотя бы “падающая колокольня” в Архангельске не падают, несмотря на свой наклон, также потому, что отвесная линия из их центра тяжести не выходит за пределы основания (другая, второстепенная, причина та, что они углублены в землю своими фундаментами).

“Падающая” колокольня в Архангельске (со старинной фотографии).

Стоящий человек не падает только до тех пор, пока отвесная линия из центра тяжести находится внутри площадки, ограниченной краями его ступней. Поэтому так трудно стоять на одной ноге; еще труднее стоять на канате: основание очень мало и отвесная линия легко может выйти за его пределы. Заметили ли вы, какой странной походкой отличаются старые “морские волки”? Проводя всю жизнь на качающемся судне, где отвесная линия из центра тяжести их тела ежесекундно может выйти за пределы пространства, занятого ступнями, моряки вырабатывают привычку ступать так, чтобы основание их тела (т. е. широко расставленные ноги) захватывало возможно большее пространство. Это придает морякам необходимую устойчивость на колеблющейся палубе; естественно, что та же привычка сохраняется при ходьбе по твердой земле. Можно привести и обратный пример, когда необходимость поддерживать равновесие обусловливает красоту позы. Обращали вы внимание на то, какой стройный вид имеет человек, несущий на голове груз? Всем известны изящные изваяния женских фигур с кувшином на голове. Неся на голове груз, по необходимости приходится держать голову и туловище прямо: малейшее уклонение грозит вывести центр тяжести (приподнятый в таких случаях выше обычного положения) из контура основания, и тогда равновесие фигуры будет нарушено. Теперь вернемся к опыту с вставанием сидящего человека. Центр тяжести туловища сидящего человека находится внутри тела, близ позвоночника, сантиметров на 20 выше уровня пупка. Проведите отвесную линию из этой точки вниз: она пройдет под стулом, позади ступней. А чтобы человек мог стоять, линия эта должна проходить между ступнями.

Когда человек стоит, отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри площадки, ограниченной ступнями.
Значит, вставая, мы должны либо податься грудью вперед, перемещая этим центр тяжести, либо же пододвинуть ноги назад, чтобы подвести опору под центр тяжести. Обычно мы так и делаем,.когда встаем со стула. Но если нам не разрешают делать ни того, ни другого, то встать мудрено, как вы и убеждаетесь на описанном опыте.

© 2004—2019 «Занимательная физика», при использовании материалов сайта активная ссылка обязательна.

Источник

Почему нельзя встать со стула не наклонив корпус вперед

Если я скажу вам: “Сейчас вы сядете на стул так, что не сможете встать, хотя и не будете привязаны”, вы примете это, конечно, за шутку.
Хорошо. Сядьте же так, как сидит человек, изображенный на рис., т. е. держа туловище отвесно и не пододвигая ног под сиденье стула. А теперь попробуйте встать, не меняя положения ног и не нагибая корпуса вперед.

В таком положении невозможно подняться со стула.

Что, не удается? Никаким усилием мускулов не удастся вам встать со стула, пока вы не пододвинете ног под сиденье или не подадитесь корпусом вперед.
Чтобы понять, почему это так, нам придется побеседовать немного о равновесии тел вообще и человеческого в частности. Стоящий предмет не опрокидывается только тогда, когда отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри основания вещи. Поэтому наклонный цилиндр должен непременно опрокинуться; но если бы он был настолько широк, что отвесная линия, проведенная из его центра тяжести, проходила бы в пределах его основания, цилиндр не опрокинулся бы. Так называемые “падающие башни” – в Пизе, в Болонье или хотя бы “падающая колокольня” в Архангельске не падают, несмотря на свой наклон, также потому, что отвесная линия из их центра тяжести не выходит за пределы основания (другая, второстепенная, причина та, что они углублены в землю своими фундаментами).

“Падающая” колокольня в Архангельске (со старинной фотографии).

Стоящий человек не падает только до тех пор, пока отвесная линия из центра тяжести находится внутри площадки, ограниченной краями его ступней. Поэтому так трудно стоять на одной ноге; еще труднее стоять на канате: основание очень мало и отвесная линия легко может выйти за его пределы. Заметили ли вы, какой странной походкой отличаются старые “морские волки”? Проводя всю жизнь на качающемся судне, где отвесная линия из центра тяжести их тела ежесекундно может выйти за пределы пространства, занятого ступнями, моряки вырабатывают привычку ступать так, чтобы основание их тела (т. е. широко расставленные ноги) захватывало возможно большее пространство. Это придает морякам необходимую устойчивость на колеблющейся палубе; естественно, что та же привычка сохраняется при ходьбе по твердой земле. Можно привести и обратный пример, когда необходимость поддерживать равновесие обусловливает красоту позы. Обращали вы внимание на то, какой стройный вид имеет человек, несущий на голове груз? Всем известны изящные изваяния женских фигур с кувшином на голове. Неся на голове груз, по необходимости приходится держать голову и туловище прямо: малейшее уклонение грозит вывести центр тяжести (приподнятый в таких случаях выше обычного положения) из контура основания, и тогда равновесие фигуры будет нарушено. Теперь вернемся к опыту с вставанием сидящего человека. Центр тяжести туловища сидящего человека находится внутри тела, близ позвоночника, сантиметров на 20 выше уровня пупка. Проведите отвесную линию из этой точки вниз: она пройдет под стулом, позади ступней. А чтобы человек мог стоять, линия эта должна проходить между ступнями.

Когда человек стоит, отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри площадки, ограниченной ступнями.
Значит, вставая, мы должны либо податься грудью вперед, перемещая этим центр тяжести, либо же пододвинуть ноги назад, чтобы подвести опору под центр тяжести. Обычно мы так и делаем,.когда встаем со стула. Но если нам не разрешают делать ни того, ни другого, то встать мудрено, как вы и убеждаетесь на описанном опыте.

Читайте также:  Как изготовить стул с овальной спинкой

© 2004—2019 «Занимательная физика», при использовании материалов сайта активная ссылка обязательна.

Цель опыта – выяснить роль обратной афферентации в рефлекторной деятельности человека.

Проведение опыта. Испытуемого усаживают на стул, стоящий перед классом, предлагают сложить руки на груди в “замок”, чтобы он не мог ими воспользоваться при вставании со стула, и предлагают ему встать, не помогая себе руками. Обращают внимание на то, что испытуемый вначале наклоняется вперед на определенный угол, а затем встает.


Рис. 43. Опыт, выявляющий рефлексы мозжечка, участвующие в торможении движений, продолжающихся в силу инерции

Доказываем, что при вставании движение вперед является необходимым. Испытуемому предлагают снова сесть на стул, сложив руки в “замок” на груди, и встать не наклоняясь вперед. Ноги должны быть согнуты под углом в 90°, сидеть он должен глубоко, лучше облокотившись на спинку. Ногами двигать не разрешают. Встать при этих условиях не удается.

Вопросы. Почему, чтобы встать со стула без помощи рук, человек должен сначала нагнуться на определенный угол? (Чтобы человек смог встать, центр тяжести его тела должен проектироваться на площадь опоры. У сидящего же человека он находится позади. Следовательно, человек должен нагнуться вперед на такой угол, чтобы проекция центра тяжести оказалась на площади опоры (рис. 44). Как определяется момент, когда наклон туловища должен прекратиться и начаться его выпрямление? (Это происходит благодаря тому, что мышцы, сухожилия, вестибулярный аппарат посылают сигналы в мозг. Благодаря этим сигналам и определяется время, когда возможно начать следующее действие и одна деятельность сменяет другую.)


Рис. 44. Рефлекторная деятельность человека при вставании. Р – проекция центра тяжести; О – площадь опоры; А – положение проекции центра тяжести и плоскости опоры при сидении на стуле, облокотившись на спинку; Б – смещение центра тяжести тела при наклоне вперед, необходимое при вставании; В – положение центра тяжести тела и точки опоры в момент вставания; Г – возможность падения при перемещении проекции центра тяжести вперед за площадь опоры

Вывод. Нервная система не только осуществляет рефлекторные действия, но и контролирует их результат. В процессе эволюции, да и в процессе индивидуальной жизни, отбираются те рефлекторные акты, которые приносят организму пользу.

Если я скажу вам: “Сейчас вы сядете на стул так, что не сможете встать, хотя и не будете привязаны”, вы примете это, конечно, за шутку.

Хорошо. Сядьте же так, как сидит человек, изображенный на рисунке, т. е. держа туловище отвесно и не пододвигая ног под сиденье стула. А теперь попробуйте встать, не меняя положения ног и не нагибая корпуса вперед.


В таком положении невозможно подняться со стула.

Что, не удается? Никаким усилием мускулов не удастся вам встать со стула, пока вы не пододвинете ног под сиденье или не подадитесь корпусом вперед.

Чтобы понять, почему это так, нам придется побеседовать немного о равновесии тел вообще и человеческого в частности. Стоящий предмет не опрокидывается только тогда, когда отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри основания вещи. Поэтому наклонный цилиндр должен непременно опрокинуться; но если бы он был настолько широк, что отвесная линия, проведенная из его центра тяжести, проходила бы в пределах его основания, цилиндр не опрокинулся бы.


Такой цилиндр должен опрокинуться, потому что отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит вне основания.

Так называемые “падающие башни” — в Пизе, в Болонье или хотя бы “падающая колокольня” в Архангельске не падают, несмотря на свой наклон, также потому, что отвесная линия из их центра тяжести не выходит за пределы основания (другая, второстепенная, причина та, что они углублены в землю своими фундаментами).


“Падающая” колокольня в Архангельске (со старинной фотографии).

Стоящий человек не падает только до тех пор, пока отвесная линия из центра тяжести находится внутри площадки, ограниченной краями его ступней.


Когда человек стоит, отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри площадки, ограниченной ступнями.

Поэтому так трудно стоять на одной ноге; еще труднее стоять на канате: основание очень мало и отвесная линия легко может выйти за его пределы. Заметили ли вы, какой странной походкой отличаются старые “морские волки”? Проводя всю жизнь на качающемся судне, где отвесная линия из центра тяжести их тела ежесекундно может выйти за пределы пространства, занятого ступнями, моряки вырабатывают привычку ступать так, чтобы основание их тела (т. е. широко расставленные ноги) захватывало возможно большее пространство. Это придает морякам необходимую устойчивость на колеблющейся палубе; естественно, что та же привычка сохраняется при ходьбе по твердой земле. Можно привести и обратный пример, когда необходимость поддерживать равновесие обусловливает красоту позы. Обращали вы внимание на то, какой стройный вид имеет человек, несущий на голове груз? Всем известны изящные изваяния женских фигур с кувшином на голове. Неся на голове груз, по необходимости приходится держать голову и туловище прямо: малейшее уклонение грозит вывести центр тяжести (приподнятый в таких случаях выше обычного положения) из контура основания, и тогда равновесие фигуры будет нарушено. Теперь вернемся к опыту с вставанием сидящего человека. Центр тяжести туловища сидящего человека находится внутри тела, близ позвоночника, сантиметров на 20 выше уровня пупка. Проведите отвесную линию из этой точки вниз: она пройдет под стулом, позади ступней. А чтобы человек мог стоять, линия эта должна проходить между ступнями.

Значит, вставая, мы должны либо податься грудью вперед, перемещая этим центр тяжести, либо же пододвинуть ноги назад, чтобы подвести опору под центр тяжести. Обычно мы так и делаем, .когда встаем со стула. Но если нам не разрешают делать ни того, ни другого, то встать мудрено, как вы и убеждаетесь на описанном опыте.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА, Я.И. ПЕРЕЛЬМАН

Если я скажу вам: “Сейчас вы сядете на стул так, что не сможете встать, хотя и не будете привязаны”, вы примете это, конечно, за шутку.
Хорошо. Сядьте же так, как сидит человек, изображенный на рис. 13, т. е. держа туловище отвесно и не пододвигая ног под сиденье стула. А теперь попробуйте встать, не меняя положения ног и не нагибая корпуса вперед

.

Рис. 13. В таком положении невозможно подняться со стула.

Читайте также:  Стул своими руками по деревне

Что, не удается? Никаким усилием мускулов не удастся вам встать со стула, пока вы не пододвинете ног под сиденье или не подадитесь корпусом вперед.
Чтобы понять, почему это так, нам придется побеседовать немного о равновесии тел вообще и человеческого в частности. Стоящий предмет не опрокидывается только тогда, когда отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри основания вещи. Поэтому наклонный цилиндр (рис, 14) должен непременно опрокинуться; но если бы он был настолько широк, что отвесная линия, проведенная из его центра тяжести, проходила бы в пределах его основания, цилиндр не опрокинулся бы.

Так называемые “падающие башни” — в Пизе, в Болонье или хотя бы “падающая колокольня” в Архангельске (рис. 15) не падают, несмотря на свой наклон, также потому, что отвесная линия из их центра тяжести не выходит за пределы основания (другая, второстепенная, причина та, что они углублены в землю своими фундаментами).

Рис. 15. “Падающая” колокольня в Архангельске (со старинной фотографии).

Стоящий человек не падает только до тех пор, пока отвесная линия из центра тяжести находится внутри площадки, ограниченной краями его ступней (рис. 16). Поэтому так трудно стоять на одной ноге; еще труднее стоять на канате: основание очень мало и отвесная линия легко может выйти за его пределы. Заметили ли вы, какой странной походкой отличаются старые “морские волки”? Проводя всю жизнь на качающемся судне, где отвесная линия из центра тяжести их тела ежесекундно может выйти за пределы пространства, занятого ступнями, моряки вырабатывают привычку ступать так, чтобы основание их тела (т. е. широко расставленные ноги) захватывало возможно большее пространство. Это придает морякам необходимую устойчивость на колеблющейся палубе; естественно, что та же привычка сохраняется при ходьбе по твердой земле. Можно привести и обратный пример, когда необходимость поддерживать равновесие обусловливает красоту позы. Обращали вы внимание на то, какой стройный вид имеет человек, несущий на голове груз? Всем известны изящные изваяния женских фигур с кувшином на голове. Неся на голове груз, по необходимости приходится держать голову и туловище прямо: малейшее уклонение грозит вывести центр тяжести (приподнятый в таких случаях выше обычного положения) из контура основания, и тогда равновесие фигуры будет нарушено. Теперь вернемся к опыту с вставанием сидящего человека. Центр тяжести туловища сидящего человека находится внутри тела, близ позвоночника, сантиметров на 20 выше уровня пупка. Проведите отвесную линию из этой точки вниз: она пройдет под стулом, позади ступней. А чтобы человек мог стоять, линия эта должна проходить между ступнями.

Рис. 16. Когда человек стоит, отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри площадки, ограниченной ступнями.

Значит, вставая, мы должны либо податься грудью вперед, перемещая этим центр тяжести, либо же пододвинуть ноги назад, чтобы подвести опору под центр тяжести. Обычно мы так и делаем, .когда встаем со стула. Но если нам не разрешают делать ни того, ни другого, то встать мудрено, как вы и убеждаетесь на описанном опыте.

Страницы из книги «Занимательная физика», авт. Я.И. Перельман

Глава 2. Книга 1
Тяжесть, вес, рычаг, давление

Если я скажу вам: “Сейчас вы сядете на стул так, что не сможете встать, хотя и не будете привязаны”, вы примете это, конечно, за шутку.

Хорошо. Сядьте же так, как сидит человек, изображенный на рис. 13, т. е. держа туловище отвесно и не пододвигая ног под сиденье стула. А теперь попробуйте встать, не меняя положения ног и не нагибая корпуса вперед.

Рис. 13. В таком положении невозможно подняться со стула.

Что, не удается? Никаким усилием мускулов не удастся вам встать со стула, пока вы не пододвинете ног под сиденье или не подадитесь корпусом вперед.

Чтобы понять, почему это так, нам придется побеседовать немного о равновесии тел вообще и человеческого в частности. Стоящий предмет не опрокидывается только тогда, когда отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри основания вещи. Поэтому наклонный цилиндр (рис, 14) должен непременно опрокинуться; но если бы он был настолько широк, что отвесная линия, проведенная из его центра тяжести, проходила бы в пределах его основания, цилиндр не опрокинулся бы. Так называемые “падающие башни” — в Пизе, в Болонье или хотя бы “падающая колокольня” в Архангельске (рис. 15) не падают, несмотря на свой наклон, также потому, что отвесная линия из их центра тяжести не выходит за пределы основания (другая, второстепенная, причина та, что они углублены в землю своими фундаментами).

Рис. 14. Такой цилиндр должен опрокинуться, потому что отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит вне основания.

Рис. 15. “Падающая” колокольня в Архангельске (со старинной фотографии).

Стоящий человек не падает только до тех пор, пока отвесная линия из центра тяжести находится внутри площадки, ограниченной краями его ступней (рис. 16). Поэтому так трудно стоять на одной ноге; еще труднее стоять на канате: основание очень мало и отвесная линия легко может выйти за его пределы. Заметили ли вы, какой странной походкой отличаются старые “морские волки”? Проводя всю жизнь на качающемся судне, где отвесная линия из центра тяжести их тела ежесекундно может выйти за пределы пространства, занятого ступнями, моряки вырабатывают привычку ступать так, чтобы основание их тела (т. е. широко расставленные ноги) захватывало возможно большее пространство. Это придает морякам необходимую устойчивость на колеблющейся палубе; естественно, что та же привычка сохраняется при ходьбе по твердой земле. Можно привести и обратный пример, когда необходимость поддерживать равновесие обусловливает красоту позы. Обращали вы внимание на то, какой стройный вид имеет человек, несущий на голове груз? Всем известны изящные изваяния женских фигур с кувшином на голове. Неся на голове груз, по необходимости приходится держать голову и туловище прямо: малейшее уклонение грозит вывести центр тяжести (приподнятый в таких случаях выше обычного положения) из контура основания, и тогда равновесие фигуры будет нарушено. Теперь вернемся к опыту с вставанием сидящего человека. Центр тяжести туловища сидящего человека находится внутри тела, близ позвоночника, сантиметров на 20 выше уровня пупка. Проведите отвесную линию из этой точки вниз: она пройдет под стулом, позади ступней. А чтобы человек мог стоять, линия эта должна проходить между ступнями.

Рис. 16. Когда человек стоит, отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри площадки, ограниченной ступнями.

Значит, вставая, мы должны либо податься грудью вперед, перемещая этим центр тяжести, либо же пододвинуть ноги назад, чтобы подвести опору под центр тяжести. Обычно мы так и делаем,.когда встаем со стула. Но если нам не разрешают делать ни того, ни другого, то встать мудрено, как вы и убеждаетесь на описанном опыте.

Центр тяжести — это точка, к которой может быть приложена равнодействующая сил тяжести всех частей тела, т. е. место, где как бы сосредоточен весь вес тела. По отношению к этой точке части тела автоматически располагаются так, чтобы тело сохраняло равновесие. Для художника нахождение центра тяжести приобретает наибольшее значение в стоячей позе, в особенности если модель стоит на одной ноге. На стоящей спокойно фигуре центр тяжести находится в области крестца несколько выше середины роста, но при наклонах он перемещается в направлении наклона (рис. 69).

Площадь опоры для стоящего человека—это площадь, которая лежит между подошвами его ног с прибавлением тех участков площади, на которую они опираются. Равновесие тем устойчивее, чем шире площадь опоры, поэтому если хотят стоять устойчиво, широко расставляют ноги. Чем уже площадь опоры, тем менее устойчиво равновесие, например, у человека, стоящего на одной ноге, вся площадь опоры — это площадь, занимаемая подошвой этой ноги. У сидящей фигуры площадь опоры больше, а у лежащей — еще больше. Тело будет в равновесии, если вертикаль, опущенная из центра тяжести, падает на площадь опоры. Чем ближе к краю опорной площади падает эта вертикаль, тем менее устойчиво равновесие (поэтому у стоящего на одной ноге равновесие мало устойчиво, так как вертикаль эта падает близко к границе опорной площади и при колебаниях легко может выйти за ее границу).

При наклонах фигуры вертикаль приближается к краю опорной площади, а при сильных наклонах выходит за ее черту, поэтому при сильных наклонах надо перемещать центр тяжести обратно, а для этого переносить часть туловища в противоположную сторону. Например, при наклонах вперед таз переносится назад (попробуйте наклониться вперед, став вплотную пятками к стене; это не удастся: туловище будет падать, так как таз нельзя перенести кзади). Если нести в одной руке тяжесть, например ведро с водой, то туловище надо отклонить в противоположную сторону, а если воды много, даже вытянуть свободную руку. Нельзя встать со стула, не наклонив туловище вперед. Таких примеров при явной потере равновесия множество. Но тело стремится к наиболее устойчивому спокойному положению даже тогда, когда равновесие явно не теряется. Человек инстинктивно стремится принять та-

Рис. 69. Различное положение тела человека:

/ — неустойчивое положение (слева), устойчивое положение (справа); II— незначительное перенесение тяжести вперед, способствующее поступательному движению при ходьбе; III — значительное перемещение тяжести тела вперед — способствующее быстрому бегу; IV — равномерное распределение тяжести тела при подъеме и опускании на корточки; V — перенесение тяжести тела и груза вперед для подъема на лестницу; VI — если ступни нельзя поместить

Читайте также:  Как восстановить мягкие стулья

под сиденьем, необходимо при подъеме переместить часть тяжести тела вперед; VII — при перемещении ступней под сиденье можно подниматься плавно; VIII — стоя вплотную к стене, нагнуться нельзя — можно упасть; /X — необходимо отступить от стены, чтобы перенести часть тела назад, выгнув таз; X — использование потери равновесия при нанесении удара

— в боксе, б — при рубке дров)

кую позу, т. е. взаимно расположить части своей фигуры в пространстве по отношению к площади опоры так, чтобы поза была более устойчива (чтобы меньше всего была подвержена потере равновесия при наименьшей затрате мышечной силы).

Это стремление к устойчивости и покою легче всего увидеть, если поставить натурщика в свободную позу, опирающимся на одну ногу и с другой отставленной ногой, не поправлять его и дать самому принять удобное положение. В этой позе таз будет отнесен в сторону опорной ноги и наклонен в сторону отставленной, грудная клетка тоже отнесена в сторону опорной ноги. Остальные части фигуры: шея, голова, плечевой пояс, руки — тоже займут положение, наиболее благоприятствующее полному сохранению равновесия, т. е. наиболее удобное. Если проверить это на себе, став самому в ту же позу (желательно перед зеркалом) и, приняв наиболее покойное удобное положение, затем нарочно переместить какую-нибудь часть тела — переменить наклон головы, переместить руку, приподнять плечо, то можно заметить или небольшое колебание всей фигуры, или незначительное перемещение ее частей — руки, лопатки, головы, шеи; тело автоматически компенсирует даже малую потерю устойчивости, которую вызвало нарочитое движение.

Взаимодействие частей тела для сохранения гармонического равновесия и является основой пластичности фигуры.

Нарушения равновесия и связанные с этим наклон, падения или бросок тела автоматически используются человеком при движениях. Если человек поднимается со стула, он нарушает равновесие наклоном туловища вперед, и это помогает ему подняться. Наклон вперед при подъеме на лестницу или в гору помогает подъему. При беге и прыжках наклон и падение туловища вперед усиливают движение. При рубке дров, метании копья умелый рывок туловища дает больший эффект, чем мышечная работа рук. Если в рукопашном бою (боксе) боец с размахом всего туловища, т. е., использовав потерю равновесия, нанесет удар противнику, он должен для восстановления равновесия попасть в него, т. е. встретить сопротивление. Если же он не попал в противника, то упадет, или для сохранения равновесия должен быстро переступить ногами в направлении удара.

Конечно, художник не может точно определять местоположение и перемещение центра тяжести. Надо лишь иметь ясное представление об этом и, наблюдая и работая над натурой, вырабатывать в себе ощущение соразмерности и пластичности фигуры.

Что нужно для веселой игры? Главное – хорошее настроение. Но иногда можно использовать какие-нибудь вспомогательные предметы. Свой очередной обзор игр для детей я решил посвятить играм со стульями. Стулья точно есть в каждом доме, а это значит, ничто не может вам помешать устроить вечер (или день, это уж кому как нравится) «стульчиковых» игр.

Это, пожалуй, самая распространенная игра для детей, в которой задействованы стулья, но от этого она не становится менее популярной и веселой. Во всяком случае, когда к нам приходят Степкины друзья, мы часто и с удовольствием в нее играем.

В круг ставят стулья (на один меньше, чем число участников). Игроки встают рядом со стульями и по сигналу ведущего начинают ходить вокруг них. Внезапно ведущий подает сигнал – например, хлопает в ладоши. Как только игроки услышат этот сигнал, каждый должен сесть на стул. Но, так как стульев меньше, чем игроков, один остается без стула и выбывает из игры. В это же время из круга выносят и стул (чтобы опять игроков стало больше на один, чем стульев) и игра продолжается.

Когда остается всего два игрока и один стул, проводят заключительный этап игры и выявляется самый ловкий и хитрый игрок – победитель.

Желательно, чтобы в этой игре принимало участие много игроков, потому что в маленьком круге сложно перемещаться.

Итак, стулья ставят плотно друг к другу по кругу. Стульев столько же, сколько и игроков. Один из игроков (ведущий) встает в центре круг. Таким образом получается, что один стул остается свободным. Ведущий дает команды: «Вправо» или «Влево». Игроки выполняют команды и перемещаются на соседние стулья. Задача ведущего – успеть сесть на свободный стул. Отталкивать друг друга нельзя.

Когда ведущий занимает стул, новым ведущим становится игрок, который оказался без стула.

Иногда мы усложняем игру и добавляем команду «Хаос». Во время нее игроки должны быстро поменяться местами, а ведущий – занять место одного из них.

Недавно мы придумали более заковыристый вариант игры – стулья устанавливаем сиденьями не внутрь, а наружу. И ведущему приходиться бегать гораздо быстрее, чтобы занять свободное место.

Пленник и страж

Из стульев нужно образовать круг, в центр посадить двух игроков. Одному из них завязывают глаза – это страж, другому связывают ленточками руки и ноги – он пленник. Остальные игроки стоят за стульями и, осторожно протягивая руки, пытаются развязать пленника. Страж должен помешать этому. Он ничего не видит, но должен почувствовать, откуда исходит угроза, и осалить освободителя. Если страж дотронется до него рукой, освободитель выбывает из игры.

Тот игрок, который развяжет последний узел и снимет ленточку с пленника, становится стражем в следующей игре.

Встань со стула

Эта игра для детей очень любима Степкой, потому что знает в чем тут фишка и всегда выигрывает. Это не простая игра, а скорее игра-спор.

Степка спорит, что человек не сможет встать со стула. При этом он говорит, что не будет мешать игроку, связывать его или сажать на какой-то хитрый стул.

Конечно, друзья ведутся и тут Степка объявляет небольшое условие. Игрок должен сесть на стул так, чтобы спина была прямая и касалась спинки стула, а ноги стояли ровно под углом 90. А теперь, игрок должен встать, не меняя положения ног и не нагибая корпуса вперед. Никаким усилием мышц никому не удастся встать со стула! Если, конечно, не подвинуть ноги под сиденье или не наклонить корпус вперед – но это же запрещено правилами.

А объясняется все простым физическим законом. Центр тяжести сидящего человека находится около спинного хребта. Если мысленно провести вертикальную линию из этой точки вниз, она пройдет точно под стулом, позади ступней. А для того, чтобы человек мог стоять, центр тяжести должен находится между ступнями. Вот и получается, что нужно переместить центр тяжести (подвинуть ноги или наклонить торс).

Займи местечко

И снова расставляем стулья по кругу, а один оставляем свободным. Водящий стоит в центре. Начинает игру тот, кто сидит слева от пустого стула. Он ударяет правой рукой по пустому стулу и громко произносит имя одного из игроков. Тот, кого назвали, быстро бежит к пустому стулу и занимает его. А водящий пытается его перегнать и первым занять пустой стул.

Если водящий не успел, он снова возвращается в центр круга. А тот игрок, слева от которого оказался пустой стул, произносит имя другого участника и ударяет по стулу. Игра продолжается и если водящий ухитряется первым занять стул, на его место встает участник, который не успел добежать до стула.

Желательно, чтобы водящим в этой игре был взрослый (не всем детям бывает легко составить рассказ).

Стулья расставляют по одной прямой линии на некотором расстоянии друг от друга. Дети рассаживаются на стулья.

Сначала выбирают тему. Например, ярмарка. Каждому игроку присваивается название какого-то предмета, который везут на ярмарку. Например, «таз», «корыто», «сапоги»… Ведущий должен запомнить название каждого человека-предмета. Затем ведущий начинает рассказ о том, как он собирается в дорогу и что берет с собой. Как только игрок услышал название своего предмета, он должен вскочить с места и обежать вокруг своего стула. Если замешкался, должен отдать какой-то фант (носовой платок, носок, бантик).

В конце рассказа ведущий произносит ключевые слова (о них нужно договориться еще в начале игры), например: «Ярмарка закрывается». Игроки встают со стульев, расходятся по комнате. Но когда ведущий произнесет: «Ярмарка закрыта» все должны подбежать к стульям и занять места. Тоже самое делает и ведущий. Игрок, кому не досталось стула, считается проигравшим.

Если в конце игры накопилось достаточное количество фантов, можно устроить розыгрыш. Чтобы вернуть фант обратно, игрок должен выполнить какое-нибудь задание (например, хрюкнуть или спеть песню).

Вытащи веревочку

Эта игра для детей – соревнование для двух игроков. Они садятся на стулья спиной друг к другу. Стулья стоят на расстоянии, примерно 2 метра друг от друга. Под стульями лежит веревочка.

По сигналу ведущего игроки должны встать, обежать сначала вокруг своего стула, потом вокруг стула соперника, затем вернуться к своему стулу, сесть, наклониться и вытянуть веревку. Кто сделает быстрее, тот выиграл.

До начала игры нужно договориться, что каждый игрок бежит в свою сторону, чтобы они не столкнулись в пылу сражения лбами.

Для этой игры понадобится чуть больше свободного места. Стулья ставят по одной прямой линии, на расстоянии примерно 0,5 метра друг от друга и 3 метра от участников. Получается, что каждый участник стоит напротив своего стула.

По команде ведущего игроки присаживаются на корточки и прыгают. Нужно пропрыгать до стула, обогнуть его и вернуться обратно. Тот, кто вернется первым – победитель.

Источник

Adblock
detector