Если верить Ролинг, ее боггарт — она сама, похороненная заживо.
В гостях у сказки
Пугать детей фразой «А вот сейчас тебя заберет дядя милиционер» нельзя. Имидж власти портится.
Увы, но русских народных монстров можно записывать в Красную книгу детских кошмаров. Современные сказки Диснея или разноцветные японские уродцы становятся популярнее русского фольклора. К тому же отредактированные русские сказки вовсе не так жестоки и страшны, как их оригиналы. Хотя иной раз и адаптации бывают, мягко говоря, жутковаты — взять к примеру хоррор про мужика, отрубившего ногу медведю. Тот сделал протез из липы и преследовал семью обидчика, изводя ее характерным скрипом искусственной ноги.
Классический «монстр» русских сказок — Баба Яга — вовсе не такой страшный, как хотелось бы родителям. Она, конечно, может забрать непослушного ребенка и съесть его, но Яга не слишком опасна. Ее можно перехитрить или договориться с ней, как это делали многочисленные Иваны-царевичи (и дураки).
К счастью, волков современные дети боятся мало. В сказках они бывают и добрыми, и глупыми. А в городах не водятся.
Добрая и одновременно злая хозяйка леса, оставшаяся в памяти народа как колдунья с помелом — образ слишком неоднозначный и сложный для детского бестиария. Злые ведьмы из западного фольклора подходят на роль «страшилок» гораздо лучше, однако ими детей «золотого миллиарда» уже давно не пугают.
Кощей (Кащей) также не страшен — хотя и бессмертен. Народ придумал его как царя-колдуна. Об этом свидетельствует имя дочери Кощея — Василисы (от греч. basilissa, царица). Его сила — в воде. Когда Иван дал выпить ему три ведра воды, злодей разорвал цепи. Его слабость — в игле, спрятанной в своеобразной биологической «матрешке». Страшен он может быть лишь внешне: тощий злой старик, склонный похищать людей. В наше неспокойное время такое можно считать мелким хулиганством, и дети отлично это знают.
Самый страшный русский сказочный зверь пришел из далекого прошлого. Серенький волчок из колыбельной — не добрый Волк, на котором скачет Иван-царевич, а дикий хищник, способный причинить конкретный физический вред: цапнуть за бочок. То есть укусить, что обычно подтверждается щипком от родителей. Образ волка смешивается с образом собаки, которая является для ребенка весьма актуальным страхом. Он много раз сталкивался с собаками, был облаян, возможно даже укушен. Этот страх легко дублируются из реальности в сказку.
Знакомьтесь: коза рогатая. Которая идет за малыми ребятами, чтобы их забодать.
Кинофобия (боязнь собак) более всего свойственна тем, у кого в детстве не было собаки, а также тем, кто был покусан или напуган чужим псом. Лучший способ уменьшить страх ребенка перед Сереньким волчком — купить ему щенка.
Напугать маленького неслуха можно и кошкой. Кот-Баюн обладает волшебным голосом и сидит на железном столбе, обессиливая путников. В более современной обработке он может внушить ребенку ночной кошмар. А менее известный Котонай из сказки Науменко ловит в реке русалок и угрожает выпустить их на того, кто не спит, чтобы они защекотали его до смерти.
Бесформенный монстр может быть даже страшнее конкретного зверя, ведь детское воображение нарисует его в самой страшной форме лучше любого сказочника. Главное оружие родителей в данном случае — аморфное Чудо-Юдо.
Изначально это был собирательный образ вражеской армии, нападающей на землю русскую. Таких монстров было трое (с 6, 9 и 12 головами), они имели змеиные черты, жили за рекой Смородиной через Калинов мост и ездили на черных конях в компании с волшебным вороном и псом. Однако ребенка не интересуют патриотические метафоры. Когда ему говорят, что его заберет Чудо-Юдо, он представляет себе кого угодно — от многоглавого змея до волосатой твари в шкафу.
Очень похожий монстр — Бука. Непонятно, что это такое, но звучит сердито. Есть где развернуться детской фантазии. В древности он жил под сараем и ухаживал за лошадьми. Теперь Бука крадет и ест непослушных детей, что делает его похожим на римских вампиров — ламий, питавшихся младенцами. Если ребенку читали Винни-Пуха, то в компанию к Буке добавляется еще и некая Бяка — тоже из чудищ, которых пытались поймать Винни и Пятачок.
Все реже на арену детских кошмаров выходит Бабай — то ли недобрый старичок (от тюркского «баба» — уважаемый пожилой человек), то ли нечто бесформенное, забирающее с собой капризных чад. Еще реже их пугают Домовым (живущим, в связи с отсутствием русской печи, за батареей) или Барабашкой — по сути, обычным полтергейстом, звучащим очень по-детски.
Раньше детей пугали холодом. У нас — Морозко, у скандинавов — Снежной королевой.
Число «действующих» русских народных монстров, специализирующихся на детях, невелико. Раньше их пугали «экологическими» чудовищами: лешим, великаном Верлиокой, русалками, шишиморой (кикиморой), овинником (полевым), банником, гуменником. Но в городах нет лесов или полей, а в естественных водоемах дети купаются слишком редко, чтобы можно было выработать страх перед олицетворениями сил природы.
Кошмары без границ
Главным страшилищем для детей на Западе по праву можно считать Бугимена (boogeyman, он же Жутяра) — молочного брата нашего Буки и Бабая, который отличается от них замашками маньяка и человеколюбием серийного убийцы.
Для детей он — воплощение абсолютного зла, как Сатана для взрослых. Совпадение в именах Буки и Бугимена не случайно. Эти названия произошли от международного детского междометия «бу», несущего неопределенно-отрицательную нагрузку (в английском языке оно трансформировалось в «пугалку» boo, у нас же первая буква отпала, поэтому детям делают «козу» и говорят: «уууу!»).
Прямой наследник Бугимена — Крипер (из кинофильма «Джиперс Криперс») и его актер Джонатан Брек.
Есть версия, что Бугимена привезли в Англию моряки. К югу от Сулавеси (Индонезия) когда-то орудовали буганские пираты, они же «буги». Европейские матросы возвращались домой со страшными рассказами о «людях буги» (boogeyman), однако это не объясняет, почему на протяжении нескольких тысяч лет немцы боялись бегге, скандинавы — пуки и буси, ирландцы — бокана или пууки, а русские — Буки.
Поведение Бугимена отличается от страны к стране. Он может царапаться ночью в окно, прятаться под кроватью, в шкафу. Он «дарит» детям бородавки, щекочет до смерти, душит и иным образом наказывает за ненадлежащее поведение.
Бу без границ
В Бразилии днем детям следует опасаться «человека с мешком» — субъекта вроде «Санта Клауса наоборот», собирающего непослушных детей в мешок на продажу. А если его удалось избежать днем, ночью приходил Бука по имени бичо папао и съедал шалопая. Похититель с мешком также живет в Болгарии (Торбалан), Чехии (бубак, не брезгует и взрослыми), на Гаити (великан Тонтон Макуле), в Индии (Бори Баба), на Шри-Ланке (Гони Билла). Но чаще всего он — тварь под кроватью (норвежский буси, греческий бабулас, испанский и латиноамериканский эль куко), а также Нечто в темноте: черный человек (Германия, Италия, Швеция) или буном (французская Канада).
Фестиваль гильдий (Цюрих), сжигание чучела снеговика Boog — швейцарского аналога Буки.
В литературе ужасов Бугимен увековечен одноименным рассказом Стивена Кинга, где Бука не ограничивался детской комнатой и мог маскироваться под живых людей. Кинокарьера Бугимена менее удачна — сюжеты двух фильмов 1980-х имеют в своей основе банальную «призрачную» подоплеку. В 2005 вышла картина Boogeyman, где Бугимен мог убивать даже взрослых и черпал силу в человеческой скотофобии*, а в 2008 — продолжение, в котором Бугимен расправлялся со своими жертвами «по мотивам» их фобий (черви под кожей, яды, тараканы и т. п.). Правда, финал ленты ставит крест на сверхъестественной природе злодея, так что сиквел можно считать простым триллером.
Рождение детских монстров («Корпорация монстров», 2001).
Паразитирование на человеческих страхах — очень популярный мотив в историях про Бугимена. В 2001 году на экраны вышел мультфильм Диснея «Корпорация монстров», описывающий параллельный мир бугименов, среди которых нет ни одного похожего друг на друга существа. Они живут в городе Монстрополисе и добывают электроэнергию из детского плача. Для этого им приходится путешествовать в мир людей и пугать малышей — при том, что сами монстры боятся детей до смерти.
В книгах Джоан Ролинг все гораздо менее радужно. Она позаимствовала боггартов — вредных домовых из английского фольклора — и превратила их в оборотней. Боггарты поттерианы любят темноту и питаются страхами людей. Они принимают форму того, чего вы боитесь. Реальный облик боггарта знают лишь немногие. Рекомендуется выходить на встречу с боггартом вдвоем, так как ему труднее будет выбрать чей-то страх для реализации. Победить боггарта можно с помощью заклинания ридикулус и мыслей о чем-то смешном.
Боггарт в облике Снейпа («Гарри Поттер и узник Азкабана»).
В Плоском мире Пратчетта бугимены имеют вполне конкретный облик волосатого гуманоида и называются страшилами. Эти существа весьма стеснительны и любят прятаться в шкафах, либо, на худой конец, позади вас. Они утверждают, что не хотят пугать детей, а, напротив, охраняют их от неприятностей. Разбушевавшегося страшилу легко успокоить, накрыв одеялом.
Близкое по духу к бугименам существо — Оно (одноименный роман Стивена Кинга и его экранизация 1990 года). Оно живет в ливневой канализации, принимает форму детских кошмаров, но любит показываться в облике клоуна Пеннивайза. Очевидно, что образ Оно апеллирует к кулрофобии* и сказкам про бугимена, однако на поверку злой клоун оказывается тварью из Макровселенной, прибывшей на Землю миллионы лет назад в виде метеорита.
Довольно противоречивым детским пугалом является Песочный Человек. В традиционном представлении он — добрый персонаж, сыплющий детям песок в глазки, чтобы они скорее сомкнулись. В интерпретации Гофмана Песочный Человек стал злым Песочником, ассоциируемым с адвокатом Коппелиусом — высоким плечистым субъектом с большой головой, густыми бровями, крючковатым носом и кривым ртом.
Это такой злой человек, который приходит за детьми, когда они упрямятся и не хотят идти спать, он швыряет им в глаза пригоршню песку, так что они заливаются кровью и лезут на лоб, а потом кладет ребят в мешок и относит на Луну, на прокорм своим детушкам, что сидят там в гнезде, а клювы-то у них кривые, как у сов, и они выклевывают глаза непослушным человеческим детям.
Эрнст Теодор Амадей Гофман «Песочный человек»
Песочный человек по версии Нила Геймана (комиксы DC Comics).
У западных детей есть все причины бояться Песочного Человека, ведь в современной культуре он может быть кем угодно, но не претендентом на премию мира. Охотники за привидениями едва успели поймать Песочника, планировавшего усыпить все человечество на 500 лет (чтобы на Земле наступил мир), группа Metallica пела про чудовищ под кроватью (Enter Sandman), в 1994 Терри Пратчетт упомянул Песочника, который усыпляет людей очень оперативно — не вынимая песка из мешка*.
*То есть попросту ударяя их мешком по головам (роман «Роковая музыка»).
Детские монстры могут преследовать даже взрослых. В рассказе Роберта Шекли «Призрак 5» двое экологов исследовали тайну планеты Призрак 5 — истинно райского места, которое почему-то никто не мог колонизировать (люди начинали нести бред и умирали от очень странных ран). Выяснилось, что виной всему был растворенный в атмосфере газ лонгстед-42, вызывавший галлюцинации по мотивам детских страхов. Подобно ожогу от несуществующей сигареты во время гипноза, эти страхи могли причинять вред людям в реальном мире.
Главным героям пришлось столкнуться со своими детскими монстрами. Первым была брошенная на стуле одежда — ночью она ожила и попыталась задушить хозяина. Ее достаточно было расстрелять из бластера. Вторым был крокодилоголовый Хват — Раковая Шейка, угрожавший съесть вас под шоколадным соусом 1 числа каждого месяца (от него помогло вовремя вспомненное заветное слово). Третьим был тощий Тенепопятам, боявшийся выйти на свет (его расстреляли из водяного пистолета). Но самым страшным детским монстром оказался Ворчучелло:
На пороге незапертой каюты возник исполин, чья шкура была испещрена красными крапинками. Исполин был наделен неисчислимым множеством рук, ног, щупалец, когтей и клыков, да еще двумя крылышками в придачу. Страшилище медленно надвигалось, постанывая и бормоча что-то неодобрительное.
Кадр из фильма «Бугимен» (2005).
Столкнувшись с ним, герои воспользовались самым верным средством спасения от детских страхов — залезли с головой под одеяло. Так они стали невидимыми для Ворчучелла, а корабль благополучно вернулся домой на автопилоте.
Ужасный новый мир |
Страх детей перед одним существом может распространиться на любых других животных и перерасти в неврозы более сложного порядка. В 1920 году доктор Джон Уотсон из университета Джонса Хопкинса провел эксперимент: 11-месячному Альберту дали белую лабораторную крысу, которую он вначале не боялся. Всякий раз, когда малыш прикасался к ней, ученый бил молотком по рельсе. От неприятного звука мальчик начинал плакать. Вскоре он стал боятся крысы. Однако и черный кролик, и сам Джон Уотсон, одетый в костюм Санта Клауса, вызывал у Альберта такой же испуг.
В романе Хаксли «Прекрасный новый мир» подобным образом людей отучали от книг, цветов и других «вредных» вещей.
С точки зрения педагогики, прививать детям страхи перед вымышленными чудовищами — даже хуже, чем бить их. Детские монстры гораздо опаснее «взрослых», ведь малыши верят в Буку под кроватью точно так же, как мы с вами верим, что наступит завтра. И в то же время у детей есть перед нами огромное преимущество. Они могут победить своих бугименов смехом или попросту переключить внимание на другое интересное занятие, ведь страх — это тоже своего рода развлечение. А нам приходится жить с тем, что есть.
Источник
➤ Adblock
detector