Меню

Как называется под стулом



Козетка, канапе, пате, конфидан, оттоманка. Что же это такое?

Мы привыкли называть всё мягкое, на что могут присесть несколько человек, диваном. А это не совсем правильно. Вообще-то диван (divan) – слово из персидского языка и обозначает в странах Ближнего и Среднего Востока помещение, где собирается руководство страны для обсуждения важных государственных дел. Поскольку прения, бывало, затягивались допоздна, участникам требовалась удобная мебель, которую постепенно стали называть точно так же, как и помещение, то есть диваном.

Что из себя представлял старинный восточный диван? Ни спинок, ни ножек у него не было. Это было некое приподнятое над полом ложе, усыпанное подушками или покрытое коврами. Вот такими первые модели диванов были завезены во Францию, претерпели там эволюционные изменения, а потом распространились по всей Европе.

Канапе

Вот, к примеру, изящный диванчик под названием канапе. Чем эта модель отличается от кушетки или оттоманки (ottomane — широкий диван с подушками, заменяющими спинку, и валиками по бокам)? Классический французский канапе предназначался для сидения только 2-3 человек. У него много изящных ножек, жесткие подлокотники и мягкая обивка. Канапе представляет собой как бы несколько составленных рядом стульев. Ну, а само слово «канапе» (фр. canapé – диван, кушетка) пришло во Францию из Греции. Там его позаимствовали у египтян, где conopeum представляло собой мягкое ложе с пологом, защищающим от москитов. Сейчас мы называем словом канапе просто небольшой изящный диванчик. Англичане же используют более звучные названия: loveseat и settee, то есть диванчик для влюблённых или просто для двоих сидящих.

Говорят, что в Россию первый диван привёз из Парижа в подарок императрице Екатерине её фаворит Григорий Потёмкин. Это был просто обалденный предмет интерьера – «турецкий диван», усыпанный яркими подушками, на котором могли уместиться сразу аж 12 человек. Наверное, после этого в моду вошла связанная с диванами гигантомания. В домах богатых сановников в те времена обустраивались целые диванные комнаты, сплошь уставленные мягкой «турецкой» мебелью. Здесь и появился этот загадочный «пате».

Аабсолютно новая модель мягкой мебели (кстати, в переводе с французского слово pâté означает мягкую массу, тесто, пирожок). Чаще всего это островной круглый диван с возвышением, спинкой или тумбой-подставкой для вазы в центре. Такие диваны, пережив многие годы, выпускаются и ныне. Правда, сейчас они требуют изрядной изобретательности для размещения в наших городских квартирах. В старые времена с этим проблем не было – пате устанавливали в центре диванной, а остальная мягкая мебель располагалась вдоль стен по кругу. Классический вариант дивана модели пате можно увидеть в холле любого отеля.

Десадос

К современному домашнему интерьеру ещё менее приспособлен другой тип французского дивана, который пользовался успехом в салонах русских дам – диван-десадос (des ados, подростковый возраст). Чтобы представить, на что похожа эта модель, мысленно поставьте рядом два небольших диванчика, прислонив их друг к другу спинками.

Визави или конфидиан

Старинные диваны. Каких только не было у них конструкций! Во второй половине XIX века эта мягкая мебель развивалась необычайно стремительно. В Петербургских и Московских салонах можно было увидеть визави (S-образное кресло на двоих), лежанки на колёсиках, оснащённые рессорами и винтами для подъёма или опускания, с изящными спинками и «без прислону».

Диван модели визави (vis-a-vis), конечно, требует некоторых пояснений. Это, как мы уже отмечали, два симпатичных креслица, соединенных в форме буквы S. Эта модель дивана имеет ещё два названия: «тет-а-тет» (tet-a-tet) и «конфидан» (confiden). Его особенность заключается в расположении сидящих – они пикантно как бы полуобращены друг к другу, что, по мнению создателей этой модели дивана, создаёт некие «волнительные» моменты и способствует доверительности беседы.

Кушетка

Однако вернёмся к заданному вначале вопросу: чем кушетка отличается от канапе? Оказывается, на классической кушетке было положено полулежать. Ведь название её идёт от французского глагола сoucher, то есть спать. В такой позе и встречали дамы своих гостей и кавалеров в наполеоновскую эпоху. По сути, кушетка – это мягкая лавка с одним изголовьем, своего рода переходная модель от дивана к лежанке. Ещё одно отличие – отсутствие у кушетки спинки. Современные производители мебели называют такую модель кроватью для дневного отдыха (англ. – daybed). Кстати, её модернизация создала такие типы мебели для сидения и лежания, как диван-дюшес, рекамье, козетка и даже пляжный шезлонг.

Читайте также:  Почему при кормлении смесью у ребенка зеленый стул

Рекамье

В XIX веке в Европе царствовала повальная мода на античность. В древние времена греки и римляне предпочитали не только читать и писать, но и принимать пищу лёжа. Мебель в Европе стали изготавливать в стиле «a la antique». Одним из наиболее ярких образцов её стала кушетка «рекамье», названная по имени известной светской дамы во времена Наполеона. Первое такое ложе было сделано по фрескам, обнаруженным на стенах древней Помпеи. В одном из музеев Парижа имеется картина, где мадам Рекамье запечатлена лежащей на такой кушетке.

«Разбитая герцогиня»

Диван-дюшесом стали называть кушетку с округлой широкой спинкой, а ещё проще – кресло, которое соединено с банкеткой. В старые времена использовался простой способ быстро соорудить недостающую в салоне кушетку. Брали два кресла, ставили друг к другу сиденьями, а между ними помещали пуфик. Однажды некто с юмором назвал такую конструкцию дивана «разбитой герцогиней» (дюшес-бризе). Сегодня подобные мягкие кресла, имеющие приставной пуфик, снова в моде.

Кокетка на козетке

С годами нравы стали сдержаннее, и мода на возлежание на кушетке в ходе беседы сошла на нет. Появилась новая модель, так называемая козетка. Форма козеток (фр. la сausette – лёгкая беседа) бывает разной, но общее в них то, что пара, чинно восседая лицом к друг другу по разным сторонам дивана и положив руки на подлокотник, могла в тоже время украдкой соприкоснуться пальцами за спинкой козетки незаметно для окружающих. В наше время козеткой чаще всего называют сидение в угловой части дивана.

Шезлонг

Ну вот, добрались и до шезлонга, которое по-французски звучит как chaise longue (длинное кресло). Современные шезлонги весьма отдалённо напоминают свой прототип. Они бывают самых разнообразных моделей и изготавливаются из разных материалов. Современный тип шезлонга, состоящий из металлических трубок, настила из холста и кожаного валика под голову, создал знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье.

В заключение хотелось бы отметить, что нынешние канапе, кушетки и козетки совершенно не похожи на первые образцы этой мягкой мебели. Модели современных диванов снабжены электроприводами, могут раскладываться, выпускаются модулями и стали более практичными, утратив, к сожалению, изящество старины.

Источник

Ликбез: 10 стульев, которые должен знать каждый

Egg Chair, Panton Chair, Louis Ghost Chair — у настоящих знатоков дизайна все эти названия должны отскакивать прямо от зубов! Мы собрали для вас десятку культовых стульев и кресел, без которых немыслим современный дизайн. На самом деле их, конечно, значительно больше

19 сентября 2019

Каждый дизайнер проходит в своей жизни экзамен на проектирование стула и сдать его бывает куда сложнее, чем создать любой другой объект. Потому что изобрести новый стул — все равно что заново изобрести велосипед! Стул — это простой, максимально функциональный предмет нашего домашнего обихода, если он неудобен или непрактичен, этого не скрыть за красивой оболочкой.

В одном кафе (это был кафетерий при миланском музее Триеннале) как-то собрали в одном зале все самые известные стулья, созданные в разное время разными дизайнерами. Посетители могли посидеть на каждом из них, оценить и сравнить их характеристики в деле. Так быстро выяснилось, что одни кресла действительно эргономичны и комфортны, а создатели других в погоне за красотой создали громоздкие, непрактичные и чрезвычайно неудобные объекты.

Мы собрали для вас десять культовых стульев: они входят во все учебники по истории дизайна, а их надежность, качество и функциональность проверены самим временем (а еще популярностью у «пиратов», ведь все эти модели — самые подделываемые в мире!)

Венский («тонетовский») стул, Михаэль тонет

Нет ни одного другого изделия массового производства, которое выпускалось бы без изменений на протяжении более 150 лет. Поэтому знаменитый «тонетовский» стул по праву занимает первое место в нашем обзоре. Он был придуман немецким мебельщиком Михаэлем Тонетом (Michael Thonet), который начал применять в производстве своих изделий старинные технологии гнутья древесины паром. В 1850 году первая партия из 400 абсолютно идентичных стульев, получивших наименование Model №1, отправляется к заказчику в Будапешт. А в 1859 году появляется самый известный из стульев Тонета — Model №14, состоящий из шести стандартных элементов, скручиваемых металлическими винтами. Стулья поставлялись дилерам в разобранном виде по 36 штук в ящике и собирались на месте. Это значительно сократило издержки на хранение и транспортировку. Мебель Тонета была не только самой легкой и дешевой на мировом рынке, но еще и самой прочной: тонетовский стул оставался невредимым и после падения с Эйфелевой башни. Побробнее об истории тонетовских стульев читайте в нашем специальном материале. www.thonet.com.au

Wishbone Chair, Ханс ВЕГНЕР

В 1943 году датский дизайнер Ханс Вегнер (Hans Wegner, подробнее о нем читайте в нашем специальном материале) увидел в музее китайское кресло эпохи Мин. Он буквально влюбился в него, изучил вдоль и поперек и в итоге создал по его мотивам целых семь разных моделей. Одна из них — знаменитый стул Wishbone Chair, выпускаемый Carl Hansen & Søn с 1950 года. Название восходит к вилочковой кости (дугообразной косточке в скелете птиц, которая представляет собой две сросшихся ключицы и расположена между грудиной и позвоночником). Ее форма нашла отражение в характерном Y-дизайне спинки стула: такая конструкция не только выглядит своеобычно, но и гарантирует надежность и стабильность конструкции и удобную поддержку спины. www.carlhansen.com

Eames Plastic Chair DSW, Чарльз и Рэй Имз

В послевоенные годы Чарльз и Рэй Имз (Charles and Ray Eames) активно работали на масс-маркет, стремясь сделать мебель доступной для всех. Они использовали дешевые материалы вроде фанеры и пластика и при этом экспериментировали с технологиями. Они создавали удобную мебель, учитывающую параметры человеческого тела. Знаменитый пластиковый стул DSW, который выпускается Vitra уже больше полувека (модель датирована 1950 годом), за счет разгрузки давления на поясницу до сих пор считается самым удобным стулом в истории. Деревянные ножки делают эту модель устойчивой и надежной, а разнообразие вариантов сидений (которые выпускаются как в пластике, так и в текстильной обивке) и расцветок позволяют подобрать идеальный вариант для любого интерьера. www.vitra.com

Panton Chair, Вернер Пантон

Изобретенный Вернером Пантоном (Verner Panton) стул Panton — безусловная икона дизайна ХХ века (и, как Eames Plastic Chair, один из самых подделываемых предметов мебели в мире). Работать над ним дизайнер начал еще в 1950-е годы, но лишь в 1960 году нашлись энтузиасты — отец и сын Вилли и Рольф Фельбаумы из компании Vitra, — готовые запустить революционную модель в серийное производство. Подробнее почитать об истории этого культового объекта вы можете в нашем специальном материале. www.vitra.com

Jacobsen Series 7 Chair, Арне Якобсен

Икона дизайна, созданная пионером датского дизайна Арне Якобсеном (Arne Jacobsen), — стул Series 7 1955 года, и по сей день остается одним из главных бестселлеров мебельной марки Fritz Hansen. Это штабелируемая модель с сидением из прессованного шпона, доступного в разных расцветках, что делает ее практически универсальным решением для разных типов интерьера.

Читайте также:  Высокий стул для кухни своими руками

За свою многолетнюю историю стул неоднократно подвергался всевозможным творческим интерпретациям. Так, например, в 2017 году немецкий дизайнер иранского происхождения Лейла Пидайеш (Leyla Piedayesh), основательница марки одежды lala Berlin, облачила культовый объект в мягкую бархатную обивку глубоких оттенков. www.fritzhansen.com

Louis Ghost Chair, Филипп Старк

Стул Louis Ghost, придуманный в 2000 году Филиппом Старком (Philippe Starck) для марки Kartell, — постмодернистский триумф высокотехнологических инноваций и исторического стиля. Здесь в полной мере проявилась знаменитая старковская ирония: объект из прозрачного поликарбоната представляет собой пластиковую (читай уличную, демократичную, малобюджетную) версию классического помпезного кресла в стиле Людовика XV. Модель выглядит не менее элегантно, но в отличие от своего прообраза может использоваться как в помещении, так и на улице. Просто и гениально, как и все, что делает Старк! www.kartell.it

Chair 69, Алвар Аалто

Стул Chair 69, созданный в 1935 году, — прямой наследник культового трехногого табурета Stool 60 Алвара Аалто (Alvar Aalto)1933 года, который до сих пор остается одним из главных хитов финской маркой Artek. В конце 1920-х годов Аалто начинает эксперименты с гнутой березой, которые привели к разработке уникальной технологии производства мебели, запатентованной в 1933 году. С ее помощью было создано более 50 разных предметов мебели, в том числе знаменитый табурет и стул. Главная «фишка» — простота сборки: ножки крепятся непосредственно к сидению при помощи винтов. www.artek.fi

Tulip Chair, Ээро Сааринен

Яркий визуальный образ, футуристичный дизайн, инновационные материалы и громкое имя создателя — все это культовый стул Tulip архитектора Ээро Сааринена (Eero Saarinen). Он был создан в 1955–1956 году и вот уже более 60 лет выпускается американской компанией Knoll. Его силуэт напоминает бутон тюльпана, благодаря которому модель и получила свое поэтичное название. Новаторство заключалось не только в ультрасовременном облике предмета, но и в материалах. Цельные спинка и сиденье были выполнены из формованного стекловолокна. К сожалению, полностью изготовить стул из этого материала не удалось — ножку пришлось отливать из алюминия, чтобы конструкция выдерживала необходимую нагрузку (в отличие от подделок, которые целиком сделаны из дешевого пластика!). Подробнее об этом культовом объекте дизайна читайте по ссылке. www.knoll.com

Toliх Chair, Ксавье Пошар

Этот металлический стул (или его пиратскую аналоги) можно встретить сегодня в каждом десятом общественном заведении мира. Однако его путь к всегобщей любви и популярности был долгим. Он был создан не дизайнером, а мастером-экспериментатором Ксавье Пошаром (Xavier Pauchard). Он еще в начале XX он увлекся идеей галиванизации железа, однако на реализацию идеи ушло почти 20 лет. В конце 1930-х гг. он создал фирму Tolix и стал выпускать разные изделия для дома — от вил и лопат до мебели. В 1934 был создан первый оцинкованный стул серии «А»: по легенде, успех к бренду пришел после крупного заказа для трансатлантического лайнера «Нормандия». После возвращения судна из плавания о стульях Пошара уже знали по обе стороны океана. Основными заказчиками стула были и остаются уличные кафе, бистро и бары. Предмет до сих пор производится вручную — на его создание требуется более 100 различных манипуляций! Подробнее о Tolix Chair читайте в материале по ссылке. www.tolix.fr

Wiggle Side Chair, Фрэнк Гери

Автор знаменитого синусоидного стула — канадский архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry), лауреат Притцкеровской премии 1989 года, автор культовых образцов деконструктивизма. В 1972 году в качестве альтернативы пластику Гери начинает работать над мебелью из картона, выросшую впоследствии в полноценную серию «Простые грани» (Easy Edges). На работу с необычным материалом его подтолкнула куча выброшенной промышленной упаковки недалеко от его офиса, из которой автор обычно проектировал архитектурные модели. Стул Wiggle с облицовкой из фанеры состоит примерно из 60 слоев гофрокартона, скрепленных внутренними болтами. Несмотря на визуальную легкость, прочная и надежная конструкция спокойно выдерживает вес взрослого человека. И даже небольшого автомобиля! Выпускается легендарная модель фабрикой Vitra. www.vitra.com

Другие материалы по теме:

«Тонет» не тонет: история легендарной мебели Thonet

Культовый объект: индустриальный стул Ксавье Пошара

10 интересных фактов о стуле Tulip Ээро Сааринена

Культовый объект: Panton Chair Вернера Пантона

Интерактивная версия журнала ELLE Decoration

Журнал ELLE Decoration

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Читайте также:  Как называется ряд стульев

Copyright (с) 2016-2020 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «ELLEDECORATION.RU» (Эль Декорейшн)

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Алексей Дорожкин

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Источник

Adblock
detector