Меню

Как модерировать круглый стол



Как провести «круглый стол»

Методические рекомендации по проведению круглых столов

Круглые столы — это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» — это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого столапредоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

Читайте также:  Как снимать веб камерой рабочий стол

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, — только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Варианты проведения «круглых столов»:

Первый вариант — участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие — распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

Второй вариант — ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Третий вариант — «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Четвертый вариант — «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

Читайте также:  Как перезагрузить комп с рабочего стола

полное изложение всех выступлений участников.

Источник

Круглый стол: 4 основных принципа успешной организации

Поделиться

Типичная конференция — это когда группа людей обсуждает что-то в аудитории со спикерами и проектором, который транслирует очередную презентацию на стену. Однако сегодня одной такой схемы не достаточно. Среди всевозможных форматов подобных обсуждений следует обратить особое внимание на формат «круглого стола».

В чем ключевое отличие? Круглые столы — это собрание именно заинтересованных в обсуждении той или иной темы людей. Как правило, все они из одной профессиональной сферы или со знанием дела могут отвечать на одинаковые вопросы. Такой формат мероприятий оказывается не только в разы полезнее самим его участникам, но и коммерчески успешнее для спонсоров.

Да, круглые столы не нечто революционное, но даже если вы организуете их уже в сотый раз, нелишним будет узнать четыре ключевых принципа, которые сделают ваше мероприятие еще успешнее.

Фокус на узкой теме

В любой профессиональной среде есть вещи сложные, которые хочется понять для себя яснее. И чем точнее вы их определите для круглого стола, тем лучше. Интереснее всего устраивать такие собрания для людей специфических профессий или отраслей. Знания, которые участники такого мероприятия получат от людей таких же, как они, сложно переоценить.

План на все случаи жизни

Несмотря на то, что тема должна быть максимально точно сформулирована, успешные круглые столы предполагают наличие обширного списка подтем для обсуждения. Это особенно важно для участников, которые даже в силу своего характера всегда медленно разогреваются для большого дискурса. Чтобы судорожно не импровизировать в оставшуюся часть времени, когда основные вопросы уже подняты и обсуждены, стоит не полениться и заранее провести небольшое исследование на тему того, что еще могло бы стать интересной темой для разговора этих конкретных специалистов.

Источник

Как модерировать панельную дискуссию?

У тех, кто часто выступает на публичных мероприятиях, рано или поздно появляется приглашение выступить в качестве модератора панельной дискуссии (или круглого стола). И тут возникает вопрос: как модерировать панельную дискуссию?

Сразу скажем, что дело это очень непростое, более того — гораздо более сложное, чем собственное выступление с докладом или презентацией — и кроме того, к этому не готовят специально, поэтому мы опубликуем несколько советов для будущего модератора дискуссии:

1. Модератор готовит темы на круглый стол, поэтому:

  • Ему необходимо просмотреть заранее программу конференции и не готовить вопросы на те темы, которые будут подробно обсуждаться до вашего круглого стола. Иначе дискуссия может иметь бледный вид, а на все вопросы участники станут говорить, что эту тему только что обсудили, и на все заданные вопросы ответили в предыдущих докладах.
  • Во время конференции модератору необходимо присутствовать на всех предыдущих сессиях (чтобы знать, о чем уже говорили ранее и не задавать вопросы, на которые уже ответили полчаса назад). Надо всегда иметь запасные вопросы, на тот случай, если такое случилось и ваши заранее подготовленные вопросы обсудили до вас.

2. Необходимо заранее познакомиться с участниками панельной дискуссии (собрать на них досье). Необходимо заранее (за две недели) разослать участникам список вопросов, и согласовать его с ними. Необходимо обсудить список вопросов с каждым участником. По каждому участнику нужно понимать уровень его компетенций и их суть, чтобы не задавать людям вопросы, на которые у них нет ответов.

Читайте также:  Фуршетный стол для свадьбы своими руками

3. Темы должны быть сформулированы в виде конкретных открытых вопросов. Если просто предложить что-то обсудить, люди могут замешкаться и не начать обсуждение. Хороший вопрос состоит из двух, максимум трех предложений. Хороший вопрос должен быть «открытым» и давать широкие возможности для ответа.

Как модерировать панельную дискуссию

4. Необходимо четко спланировать время дискуссии: в среднем на один вопрос люди отвечают в течение 5 минут, хотя все зависит от вопроса — бывает и быстрее и дольше. Кроме того, необходимо заранее проговорить свои части (вступление, заключение, вводные к вопросам) чтобы понимать, сколько времени займет именно ваша речь.

5. Обязательно потребуется написать вступительное и заключительное слово, а также вводные по всем вопросам — это все нужно будет выучить наизусть.

6. Нужно быть готовым к тому, что в стрессе участники круглого стола, могут в своей речи ответить сразу на все ваши вопросы (поскольку они получили их заранее, и готовились), и спросить их потом будет не о чем.

7. На любой вопрос нужно быть готовым обстоятельно и аргументированно ответить самому, если участники не найдутся с ответом.

8. Будьте готовы, что участники могут быть опытнее и экспертное, чем вы (а так скорее всего и будет, если это ваш первый опыт модерации панельной дискуссии).

9. Нужно на конференции заранее познакомиться с каждым из участников, ещё раз обсудить вопросы и пообщаться, в том числе, чтобы потом не путать имена (табличек с текстом может не быть или вы их можете не видеть), а участников нужно будет называть по именам.

10. Состав участников должен быть разнородным, чтобы получилась хорошая дискуссия, но среди них могут быть неадекватны, которые либо будут говорить слишком много (и их не остановишь), либо не будут говорить вообще. Желательно иметь возможность отключать микрофоны участникам :). Ваш микрофон должен быть громче, чем у остальных.

11. Не стоит рассчитывать, что дискуссия пойдет по вашему сценарию — для этого нужно уметь манипулировать, перебивать людей (и иметь громкий голос).

12. Желательно иметь какую-то презентацию с вопросами (в том числе, чтобы участники видели, что сейчас обсуждается), но нужно быть готовым эту презентацию поменять в последний момент (если изменятся вопросы).

12. Хорошо, когда вопросы последовательно выстроены в цепочку и содержат какую-то логику. Но обсудить их в таком порядке, как запланировано будет очень сложно, люди скорее всего в первом своем ответе начнут отвечать на все вопросы сразу.

13. Для модератора вполне нормально иметь лист и ручку для записи каких-то моментов — заодно можно иметь с собой и подсказку в виде распечатки вопросов.

14. Не нужно обращать на себя много времени и внимания — главные в дискуссии эксперты, а не вы. 3-5 минут на вступление, 1-2 минуты чтобы задать вопрос (тезис), пара минут на заключение — вот так вполне нормально.

15. При планировании тайминга необходимо заложить время на вопросы и мнения из зала (если формат дискуссии их предполагает): 10-15 минут, если сессия длинная, больше часа. Если сессия короткая, то можно не закладывать.

16. Лучше заранее просмотреть записи на Youtube по панельными дискуссиям схожей тематики — чтобы понять смысл мероприятия. Не менее трёх видео, с разной динамикой, уровнем спикеров и уровнем организации.

Источник

Adblock
detector