Меню

Как изменить слово столы чтобы безударный слог стал ударным



Ударный слог

Ударный слог — это слог, в кото­ром глас­ный про­из­но­сит­ся с бо́льшей силой голо­са и дли­тель­но­стью, чем дру­гие глас­ные слова.

С поня­ти­ем «удар­ный слог» ребят зна­ко­мят в 1 клас­се школы.

Чтобы узнать, что такое удар­ный слог, вспом­ним, что обо­зна­ча­ет тер­мин «слог».

Понятие о слоге

В нашей речи мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, с помо­щью кото­рых в пред­ло­же­нии мож­но сооб­щить о чём-то, попро­сить что-либо или спро­сить о том, что нас инте­ре­су­ет. Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе. Учтём, что при этом выды­ха­е­мый воз­дух рас­хо­ду­ет­ся посте­пен­но, неболь­ши­ми пор­ци­я­ми или толч­ка­ми. Чтобы убе­дить­ся в этом, под­не­сём ладо­шку ко рту и про­из­не­сём слова:

Как видим, при про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на неболь­шие зву­ко­вые части — сло­ги. Каждый слог про­из­но­сит­ся одним толч­ком воз­ду­ха. Главным в сло­ге явля­ет­ся глас­ный звук, кото­рый состав­ля­ет его осно­ву. К глас­но­му впе­ре­ди при­со­еди­ня­ет­ся один или несколь­ко соглас­ных, и так рож­да­ет­ся слог. В сло­ге все­гда один глас­ный звук, кото­рый явля­ет­ся слогообразующим.

Понаблюдаем:

Что такое ударный слог?

Слоги в сло­вах про­из­но­сят­ся по-разному. Послушаем, как зву­чат эти слова:

В пер­вом сло­ге глас­ный зву­чит более дли­тель­но и с бо́льшей силой голо­са. Голосом выде­ля­ет­ся глас­ный пер­во­го слога.

Понаблюдаем, как про­из­но­сят­ся вот эти слова:

В них более про­тяж­но зву­чит глас­ный звук вто­ро­го сло­га. Он про­из­но­сит­ся ясно и чёт­ко, с бо́льшей силой, чем глас­ный пер­во­го сло­га. Голосом выде­ля­ют­ся глас­ные вто­ро­го слога.

При про­из­но­ше­нии этих слов мы как бы уда­ря­ем глас­ные пер­во­го или вто­ро­го сло­га с помо­щью неви­ди­мо­го моло­точ­ка. Такой слог в сло­ве явля­ет­ся ударным.

Остальные сло­ги в сло­ве явля­ют­ся без­удар­ны­ми. Гласные в без­удар­ном сло­ге зву­чат корот­ко и менее чётко.

Для обо­зна­че­ний удар­но­го сло­га исполь­зу­ет­ся вер­ти­каль­ная наклон­ная чёр­точ­ка, кото­рая ста­вит­ся над глас­ной бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей удар­ный звук.

Ударным может быть не толь­ко пер­вый или вто­рой слог сло­ва, но и тре­тий и даже чет­вёр­тый, как напри­мер в словах:

Чтобы опре­де­лить удар­ный слог в сло­ве, про­из­не­сем его цели­ком с инто­на­ци­ей удив­ле­ния или вопроса:

Итак, в каж­дом сло­ве мож­но ука­зать удар­ный слог. Ударение — это важ­ный фоне­ти­че­ский при­знак сло­ва. С помо­щью уда­ре­ния раз­ли­ча­ют неко­то­рые сло­ва, кото­рые пишут­ся оди­на­ко­во, но зву­чат по-разному:

  • за́мок и замо́к;
  • а́тлас и атла́с;
  • и́рис и ири́с;
  • хло́пок и хлопо́к.

Видеоурок «Как определить ударный слог?»

Источник

Изучаем с ребенком безударные и ударные звуки, учимся проверять орфограммы

Проблемами правописания сегодня начинают заниматься уже с раннего возраста: во многих детских садах есть группы подготовки к школе, на которых малыши изучают азы грамоты – понятия буквы, звука, слога, ударения. И это не случайно, ведь эти знания необходимы первокласснику. Одна из распространенных проблем – безударные и ударные гласные звуки. Как их различать? Как проверять сомнительные гласные в корне?

Как отличить ударный звук?

Ребенку 5–6 лет часто бывает непонятно, по какому принципу мы, взрослые, отличаем ударные и безударные звуки. И наши объяснения о том, что ударный слог – это сильный, на него ставится ударение, акцент при произношении, ему могут ни о чем не говорить. Как объяснить это более понятно?

Есть простые способы:

  • Попросить ребенка говорить, держа ладошку у подбородка. На каком звуке подбородок касается руки сильнее, тот – ударный.
  • Объяснить, что ударный звук всегда звучит и пишется одинаково, а безударный – не всегда.
  • Предложить «позвать» слово. Ударный слог будет самым протяжным, и слово при этом не искажается (кАААпуста или капУУУста?).
Читайте также:  Skype как посмотреть рабочий стол

При этом не стоит путать понятия – «можно протянуть» и «самый долгий, потому как протянуть можно любой гласный звук – на то он и гласный. А вот ударение всегда выдает именно протяжность произношения.

И еще. Дошкольник или школьник должен четко знать, что ударный слог в любой лексеме всегда только один. И ударение падает на произносимый звук, а не на букву. Буква – это просто графическое изображение фонетической единицы.

Для усвоения и закрепления понятия ударения существуют различные игры. Например, можно произносить слоги, направляя выдох на пламя свечи. Ребенок наглядно увидит по колебаниям пламени, сколько слово содержит слогов и который из них ударный.

Можно показать малышу важность правильной постановки ударения, приведя примеры омонимов, которые пишутся одинаково, а в устной речи различимы только ударным слогом.

Увидеть, что сильная позиция иногда «плавает» по частям лексемы, дошкольник может, играя во француза (как известно, во французском языке ударная позиция строго закреплена за последним слогом). То есть ему нужно попробовать назвать разные предметы именно таким способом.

Если малыш не видит (вернее, не слышит) разницы между молОко и молокО (а возможно, просто не имеет представления о том, как правильно его нужно произносить), не торопитесь «загружать» его ударными слогами. Займитесь культурой речи, тренировкой правильного произношения слов, развитием фонематического слуха. Как можно больше провоцируйте его называть предметы или действия, в ударении которых он путается. Исправляйте, показывайте правильный пример. То есть развивайте в нем способность говорить и слышать ударение правильно. Только после этого имеет смысл объяснять ему, как «звать» слова.

Орфограмма – безударный гласный звук в корне

Научившись определять ударение, ребенок может освоить и основную орфограмму, связанную с ним: безударная гласная в корне.

Чтобы малышу было легче понять, что такое орфограмма, ему можно объяснить это так: орфограмма – самый «ошибкоопасный» звук слова, место, где чаще всего можно допустить неверное написание, потому что приходится выбирать из нескольких вариантов правильный.

Чтобы его выбрать, орфограмму нужно проверить. Безударный звук в корне проверяют ударением (ведь именно под ударением произносится и пишется звук одинаково). Для этого нужно подобрать проверочное слово. Это измененное проверяемое слово или другое однокоренное, родственное и близкое по смыслу слово, где слабая позиция меняется на сильную, ударную.

Соответственно, чтобы воспользоваться этим правилом верно, малыш должен уметь:

  • различать согласные и гласные звуки;
  • находить гласные в сильной и слабой позиции;
  • переносить ударение с одной части лексемы на другую;
  • определять, в какой именно ее части находится слабый звук;
  • изменять форму слова, подбирать к нему несколько однокоренных, выбирать из всех этих вариантов тот, который может выступить проверочным.

Затруднения вызывает тот факт, что, к сожалению, данная орфограмма не предусматривает готового алгоритма с графическим образцом правильного написания, а подразумевает его самостоятельный подбор. Для этого малыш должен знать и понимать, что, чем и как нужно проверять в каждом конкретном случае.

Читайте также:  Как вернуть пропавшие значки с рабочего стола

Какие трудности могут возникнуть?

И вот тут начинаются основные сложности. Причины частых ошибок различны, но основные из них следующие:

  • ребенок не может найти в тексте слово, в котором есть безударная фонема;
  • не может вычленить корень, чтобы найти в нем орфограмму;
  • у него не получается изменить слово, чтобы звук стал в ударную позицию;
  • у малыша скудный словарный запас, в котором отсутствуют подходящие для проверки слова.

Чтобы со всем этим справиться, помимо обязательного расширения словарного запаса, необходимо выполнять упражнения, которые решают различные задачи: учат находить слова, отвечающие данной орфограмме, пользоваться самим правилом, использовать его свободно при написании любого текста.

Если ваше чадо еще не знает, обратите его внимание на то, что буква Ё всегда обозначает ударный звук. Это поможет ему никогда не допускать ошибок в словах, которые ее содержат.

Виды упражнений

Какие же упражнения могут помочь в данной ситуации? Чем они разнообразнее, тем лучше. Направлены они могут быть на разные аспекты развития понимания орфограммы:

  • Нахождение слов, подпадающих под данную орфограмму (поиск безударных и ударных фонем в разных частях слова, сопоставление графического изображения и написания фонем в слабой и сильной позиции в корне слова, поиск орфограмм среди однокоренных слов, в предложениях, различных текстах).
  • Практическое применение правила – отработка умения находить проверочные слова по нужным признакам (сопоставление слов с ударной и безударной позицией фонемы в корне, выбор проверочных слов из некоторого числа однокоренных, из различных форм слова, выбор проверочного слова, обозначающего сам предмет, его признак, действие; различение проверочных слов, которые являются измененной формой слова и однокоренным словом, подбор нескольких проверочных слов).
  • Общее развитие речи с упором на тему ударения (изучение однокоренных слов, развитие навыка подбирать нужное значение слова в процессе подбора к нему ряда однокоренных, изучение многозначных слов, прямого и переносного значения, антонимов, синонимов, тренировка составления словосочетаний, предложений, выполнение заданий при списывании или под диктовку).

Если родителям не удается правильно подобрать тексты для таких упражнений или организовать занятия, ребенку непонятно или неинтересно, на помощь могут прийти обучающие мультики. К счастью, качественных мультфильмов педагогического направления в Сети сегодня можно найти немало. В доступной и увлекательной игровой форме в них малыш может найти ответы на все вопросы по теме ударения. При этом информация усвоится гораздо легче, поскольку подается она не в форме скучного урока, а в виде игры с участием веселых, любознательных персонажей.

К сожалению, человеческая речь не вписывается в рамки точной науки. Это живая, подвижная система, очень многое в которой происходит по законам гармонии, чувства стиля, даже интуиции. Это не точные формулы, как, например, в математике. Наверное, именно поэтому чаще всего проблемы у детей возникают именно при изучении языка, а не вычислений. А значит, занятия по всестороннему развитию речи детей – одна из первоочередных задач каждого родителя, который претендует на звание любящего и заботливого.

Источник

Как определить ударный слог?

99. Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина.

Уж — не́ — бо — о́ — се — нью — ды — ша́ — ло, Уж — ре́ — же — сол́ — ны — шко — бли — ста́ — ло, Ко — ро́ — че — ста — но — вил́ — ся — день.

  • Чем необычна эта запись? Что за знак стоит над буквами? Что обозначает этот знак?
  • Прочитайте строки медленно, по слогам, выделяя голосом ударный слог. А теперь прочитайте строки наизусть.
  • Запишите правильно стихотворные строки, не делая слоговой границы между слогами.
Читайте также:  Как самому сделать выдвижной ящик для стола

Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук: алфави́т, ста́туя.

100. Прочитайте. Когда так говорят?

Пожелтел листок — осенняя весточка.

  • Посоветуйте, как определить ударение в словах.
  • Спишите. Обозначьте в словах ударение.

101. Прочитайте. Почему не над каждым ударным слогом стоит знак ударения?

Догово́р, дождь, то́рты, шофёр, день, свёкла, позвони́т, столя́р, ща́вель, по́нял, поняла́.

  • Запишите слова в 4 столбика в порядке расположения данных схем:

Обратите внимание! Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова: о́вощи, бума́га, магази́н.

102. Прочитайте диалог выразительно.

— Здравствуй, милая пчела!
Как здоровье? Как дела?
— Всё в порядке! Всё жужжу!
Извините, я спешу!
(М. Дружинина)

  • Спишите диалог. Обозначьте в словах ударение.
  • Вежливая ли речь участников разговора? Почему?
  • Найдите в диалоге синоним к слову простите. Когда употребляют в речи эти слова?
  • 103. Прочитайте. В чём различие выделенных слов в каждой паре предложений?

    1. Эта картина мне дорога. Лесная >дорога привела нас к деревне.
    2. На улице весенняя капель. Несколько капель лекарства упало на подушку.
    3. Алёша взял мою чашку. Я всегда мою руки перед едой.
    • Спишите любую пару предложений. Обозначьте в словах ударение.

    Обратите внимание! Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова: а́тлас — атла́с.

    104. Прочитайте.

    От удивленья охнул кок
    И почесал затылок:
    Капустный бросился вилок
    Вскачь от ножей и вилок.
    (Я. Козловский)

  • Найдите слова, которые произносятся по-разному, а пишутся одинаково. Что обозначают эти слова? А что значит слово кок?
  • Спишите стихотворение. Проверьте себя. Обозначьте в словах ударение.
  • Найдите в строках слово, однокоренное слову капуста. Выделите в нём корень.
  • 105. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы безударный слог стал ударным.

    , кольцо — . страна — . земля — . слеза — . роса — . зима — . трава. гора — . .

    • Запишите пары слов. Обозначьте в них ударение.
    • Соедините линией одинаковые гласные в ударном и безударном слогах каждого слова.

    Обратите внимание! Русское ударение подви́жное. Оно может переходить с одного слога на другой в следующих случаях:
    а) при изменении формы слова: гора́ — го́ры;
    б) при образовании нового слова: тигр — тигрёнок.
    Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение: кни́га, кни́гу, кни́гой.

    106. Прочитайте слова друг другу по очереди. Послушайте, как эти слова произносит одноклассник.

    • Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли эти слова.
    • Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните ударный слог.

    Источник

    Adblock
    detector