Меню

Как гнут ножки венского стула



Как гнут ножки венского стула

Стул своими руками

Дата: 26.5.12 | Раздел: Как сделать

Как сделать стул своими руками.
Изготовление гнутых ножек и проножек стула.
Рассмотрим один из способов изготовления
мягкого стула на гнутых ножках. Конструктивно
это один из вариантов знаменитого «венского стула».
Главное отличие что этот стул будет мягкий.

Картинок и фотографий подобного стула в интернете достаточно,
а вот чертежей не найдешь. Ну и что, картинки достаточно
чтобы начать размышлять. Стандарты по размерам для стульев
известны, главное разобраться как делать детали.

Технология подрабатывается на первом, пилотном экземпляре.
Вот этот стул на фото еще не стул, пока идет компоновка,
подгонка деталей.

Собственно говоря этот стул далеко не первый который я сделал.
Но здесь есть некоторые особенности. Во первых пожелания по
дизайну, стул должен быть на гнутых но тонких ножках.

Самый простой способ сделать гнутые ножки, это выпилить их
по шаблону из строганной доски. Но здесь этот вариант не подходит.
Ножки стула слишком тонкие, а выпиленные детали такой толщины
могут раскалываться по текстуре, что довольно небезопасно.
Кроме этого есть требования по прочности и долговечности.
Эти стулья предназначены для ежедневного использования.
Другой вариант дизайнерского стула, с фигурными ножками выпиленными
по шаблону, статья сделать стул.

Всего для этого стула нам понадобятся пять гнутых деталей.
Это две задние ножки, гнутая проножка в виде буквы «П», и две
горизонтальные перемычки на спинке. Между перемычками мы будем
устанавливать мягкую спинку. Об этом я напишу позже, а сейчас
собственно изготовление гнутых ножек и проножки.

Гнуть дерево целиком у меня нет возможности, это особая технология
достаточно трудоемкая и требующая специального оборудования.
Поэтому было принято решение гнутые детали клеить из шпона.
Шпон использовался березовый, сухой, из сырого шпона детали
стула клеить не имеет никакого смысла. На сайте есть описание ремонта
старинного стула с гнутыми деталями, статья ремонт реставрация стула.

Шпон я заготавливал сам, пилил на циркулярке по упору и затем
дострагивал на рейсмусе. Если подобрать хорошую пилу, то пластины
шпона можно делать сразу по толщине, без дострагивания.

Для ножек шпон делал шириной 40 мм. , толщиной 4 мм. , длиной 900-930 мм. .
Ножки должны получиться шириной 35 мм. , толщиной 28-30 мм. , длиной 850 мм. .

Для проножки шпон шириной 32 мм. , толщиной 1,5-2 мм. , длиной 1000-1050 мм.
Проножка получается шириной 25-28 мм. и толщиной 20-22 мм. .

Технически склеить ножки проще, угол выгибания не такой крутой. Другое
дело проножка. Здесь шел экспериментальным путем, пробовал клеить
шпон толщиной 3 мм, и 2 мм. , не получается, ломается еще при
закладке в пуансоны.

Как назвать правильно формы для склеивания не знаю. поэтому называю
их пуансоны, хотя кажется это из других технологий.

Пуансоны для ножек сделаны из двух досок толщиной 40-45 мм. .
Дуги размечаются и выпиливаются лобзиком, а затем точно подгоняются.
Здесь надо заметить, фигурная кромка пуансонов подгоняется не друг
к другу, а с учетом склеиваемой детали. После выпиливания лобзиком
сделайте закладку шпона по толщине ножки, здесь толщина 26-28 мм. ,
набирается из 6-7 листов шпона. Далее зажмите деталь в пуансонах
без клея, «насухую» и смотрите где сжимается неплотно. Соответственно
все неровности и нестыковки надо подгонять.

На начальном этапе подгонки я брал похожую готовую ножку с другого
стула, выпиливал шаблоны по ней, а затем уже подгонял кромки.
То же самое касается и проножки, у меня был старый стул с такой
проножкой, надо сказать это значительно ускорило подготовку
к работе. Правда в процессе подгонки формы все равно пришлось
изменять.
Еще один момент, склеенная деталь после разжимания
немного разгибается, это надо учитывать.

Читайте также:  Стул с мягкой обивкой своими руками

Шаблон для проножки сделал из куска толстого ДСП, под рукой был
остаток от кухонной столешницы. Хвосты получились слишком тонкие,
потом пришлось их усиливать деревянными брусками с торцов.
Подгонка проводилась так. Сначала по разметке делал пропил
лобзиком, затем на внутренней детали по трем внешним кромкам делал
параллельную разметку ручным рейсмусом и опиливал деталь по полученной
дополнительной разметке. Ширина параллельной линии соответственно 20 мм. .
Ну а дальше подгонка кромок пуансонов, т.е. зажимаете «насухую» набор
шпона толщиной 20-22 мм. , размечаете нестыковки, а затем тщательная
подгонка кромок.

После склеивания кромки деталей выравниваются на фуганке. На торцах проножки
будут сделаны шипы, шипы вклеиваются в гнезда на внутренних кромках
передних ножек. К задним ножкам проножка крепится на саморезах.

Про стул будет еще продолжение, когда он будет готов.

Источник

Как гнут ножки венского стула

О реставрации венских стульев

Решил-таки написать статью о реставрации венских стульев, т.к. многие просто мажут краской такие стулья, кощунственно называя этот процесс «реставрацией», не имея ни малейшего намерения сохранить изделие в виде, близком к первозданному. Об истории создания «гнутой» мебели, технологии ее изготовления, есть много интересной информации в Сети, поэтому не буду останавливаться на этих вопросах. Скажу лишь, что Михаэль Тонет, получивший королевский патент на выгибание дерева, создал совершенно уникальное произведение столярного искусства, славящееся не только своей изящностью, но и не превзойденное по прочности. Кстати, венский стул — единственный предмет мебели, который, будучи сброшенным с Эйфелевой башни, остался цел.

Такие стулья, изготавливаются в основном из бука и те, что мне доводилось восстанавливать, были сделаны в начале – середине 50-х годов прошлого века.

Вот такие «пациенты» зачастую попадаются на просторах нашей страны:

При полной разборке стула, можно обнаружить «оригинальные» штампы, иногда называемые реставраторами «паспортом изделия». Вот, например, отметка на одном из таких стульев, свидетельствующая о времени его изготовления (1951год):

Стулья, находящиеся в столь плачевном состоянии, лучше разобрать подетально, промаркировав каждую деталь:

При этом считаю крайне интересным остановиться на вопросе о такой, казлось бы, мелочи, как шурупы. «Родные» шурупы, или хотя бы аналогичные, сейчас не найти, но не столько из-за вида их головок, а из-за их необычной формы. Если рассмотреть шуруп от венского стула повнимательнее, можно увидеть, что тело шурупа имеет не цилиндрическую форму, а сужается от шляпки к острию, имея форму конуса.

Считаю, что именно такая форма и обеспечивает долговечное прочное соединение венских стульев безо всякого клея. Почему? А потому, что конический шуруп, при вворачивании его в тело дерева, раздвигает волокна, а не рубит и не разрезает их (как это делают современные метизы), оставляя длинные волокна целыми (кстати, первые гвозди делали именно конической формы). Кроме того, перед вворачиванием, шурупы увлажняли, что вызывало небольшую коррозию тела шурупа, которая препятствовала его обратному вращению (при попытке вывернуть). Кстати, известно, что именно для увлажнения, в старые времена мастера (и сапожники и плотники) гвозди держали в губах, слегка увлажняя их слюной перед тем, как забить. Раздвинутые волокна дерева впоследствии зажимают шуруп так сильно, что (вкупе с коррозией шурупа) его крайне трудно вывернуть. При неаккуратных попытках выкрутить шуруп, шлицы, в большинстве случаев, «срывают», поэтому к такому, казалось бы простому, процессу, нельзя подходить с наскоку, надо как минимум, подготовить плоскую отвертку, с жалом из хорошего металла, идеально подходящим по ширине и толщине конкретному шурупу. А при выкручивании ранее поврежденных шурупов, с уже сорванными шлицами, возможно, придется воспользоваться бормашинкой с круглой фрезой для предварительного углубления шлица в головке.

Читайте также:  Как рисовать стол с 3 стульев

После разборки стула на составляющие, необходимо запастись терпением, взять циклю и аккуратно снять старый слой лакокрасочного покрытия с каждой детали, желательно, до «чистого» дерева. Это очень «нудная» и кропотливая работа, занимающая, пожалуй, больше всего времени, порядка 4-5 часов на один стул. Выполнить такую работу шлифмашинкой аккуратно крайне сложно, во-первых, из-за сложной формы деталей, во-вторых, наждачная бумага моментально забивается лаком и ее приходится без конца менять. Тем более, что применять крупную шлифбумагу не целесообразно, т.к. риски, остающиеся после нее, зашлифовать крайне трудно.

При необходимости, подклеить треснувшие детали, применяя качественные столярные клеи (например от производителей «Titebond» или «Kleiberit», либо, при ограниченном бюджете — «Момент»):

После циклевания, склейки, зашпаклевать оставшиеся небольшие дефекты специальной шпаклевкой по дереву («под бук», лучше покупать шпаклевку в тубах — она дольше не теряет своих свойств) и тщательно зашкурить изделия наждачной бумагой, начиная с мелкозернистой и, постепенно переходя к шлифовальной. Кстати, рекомендую работать в перчатках, хотя многие это «не признают», однако, считаю, что жир и пот с ладоней, хотя их и не видно, все же попадают на дерево, что впоследствии может отрицательно сказаться на качестве покраски.

Иногда приходится восстанавливать геометрию отдельных деталей, деформированных после хранения в ужасных условиях. Например, согнутые на лишних 4-5 см. перемычки, соединяющие ножки стула или же скрученную «восьмеркой» (подобно велосипедному колесу), обечайку сидения стула, приходится распаривать и, зажав струбцинами, сушить длительное время, до восстановления первоначальной формы.

В первую очередь, в таких стульях как правило, страдает фанера сиденья стула, как наиболее уязвимая к воздействию влаги. При небольших повреждениях наружного слоя фанеры, можно обойтись заменой части верхнего слоя шпона, вклеив подходящие кусочки букового шпона взамен поврежденных участков. При удачном подборе рисунка шпона, аккуратной вклейке и шлифовке, следов замены не будет заметно. Но чаще всего фанера расслоена и покороблена настолько, что не подлежит восстановлению, ее приходится заменять полностью. В этом случае можно рассмотреть два основных варианта изготовления вставки в сиденье:

Вариант 1. Довольно трудоёмкий – изготовление вогнутого сиденья из набора нескольких слоёв букового шпона, предварительно увлажнённого, или распаренного, а затем склеиваемого в специально изготовленной форме (оправке) нужной формы, под значительным давлением (например с использованием гидравлического пресса, или домкрата, или же нагружаемого мешками со свинцовой дробью). Этим пользуются редко, если бюджет и сроки позволяют.

Вариант 2. Изготовить вставку в сиденье из обычной фанеры. Проще, но сиденье будет плоским. Для изготовления новых вставок идеальна буковая фанера, однако, к сожалению, в некоторых регионах страны, ее просто не найти. Придется покупать обычную, березовую, но постараться выбрать качеством получше, что тоже не просто. Вырезать по форме старого вкладыша, новую сидушку, не представляет особых трудностей. Но вот вставить ее в паз обечайки довольно непросто. Обечайка, кстати, изготавливается также, как и ножки, методом «гнутья» по форме, с последующей склейкой по кривой линии. В заводских условиях вставляли фанеру в профрезерованный паз с помощью специального приспособления, предварительно сняв фаску с нижней части фанерного сиденья. Но в «кустарных» условиях это достаточно проблематично. В принципе, конечно, можно подогнать размеры с минимальным допуском и запрессовать фанеру в обечайку. Но при этом фанера ляжет в паз с очень большим зазором (до стенок паза), что чревато появлением щелей впоследствии. Поэтому лучше частично разогнуть обечайку, «разомкнув» склейку, вставить фанерку, и, затем, снова склеить. Мне задавали вопросы, как «расклеить» обечайку. «Расклеить» можно, но этот процесс довольно трудоемкий (распаривание с последующей сушкой в форме), причем впоследствии не исключено появление трещин и деформаций изделия. Поэтому проще сделать пропил по линии склейки лобзиком. При этом, не желательно пользоваться ручным электрическим лобзиком (он дает слишком широкий пропил, с возможным отклонением пропила от вертикали, т.к. пилка закрепляется консольно). Лучше всего воспользоваться стационарным электрическим лобзиковым станком, в котором используются тончайшие полотна, закрепленные с двух концов, благодаря чему обеспечивается вертикальность пропила.

Читайте также:  Почему у новорожденного пенный стул

В некоторых городах электроинструмент можно взять напрокат. В крайнем случае, можно прибегнуть к старому доброму ручному лобзику. Вставив фанеру в паз и, склеивая сиденье, компенсировать пропил проще всего полоской букового шпона, вклеенного в пропил, но можно и обойтись без этого, если пилка будет очень тонкая. Возможно, возникнут трудности с поиском букового шпона, в этом случае шпон можно взять, просто сняв один слой с ранее вынутой, поврежденной фанерки сидения.

В середину сиденья, под фанеру, полезно вставить усиливающую планку, т.к. частенько стулья используют вместо лесенки и, встав на стул ногой, проламывают тонкую фанеру.

Сломанные и утерянные тонкие перемычки в спинке стула лучше заменить на новые, распустив буковую доску на полосы, толшиной порядка 7 мм и прогнать через рейсмусовый станок, обеспечив одинаковую толщину. Затем, заовалить каждую перемычку и отшлифовать. После сборки, поставить стул на ровную поверхность и убедиться, что все четыре ножки ровно стоят на ней, стул не качается и на этом первый этап реставрации можно считать завершенным.

После шлифовки проявляется вся красивая структура дерева и, когда стулья не очень старые, то хочется оставить натуральный цвет дерева, однако очень старая древесина местами имеет темные пятна, которые невозможно убрать шлифовкой — слишком глубоко ее повредило время, поэтому перед нанесением лака дерево необходимо мроморить.

Теперь можно приступать к другой ответственной процедуре — покраске. Еще раз убедившись, что все поверхности хорошо зашлифованы, продуть все детали сжатым воздухом, либо пропылесосить их с помощью тонкой насадки, причем последнее — лучше, т.к. пылесос вытягивает мельчайшую пыль из пор дерева. Затем приступить к процедуре морения, лучше для этого воспользоваться профессиональным краскопультом, это дает более ровный цвет по сравнению с другими способами нанесения морилки, причем особенно это критично при работе с очень старой древесиной (как в данном случае).

После нанесения морилки, как правило, имеет место эффект «поднятия ворса» — тонкие волокна дерева приподнимаются, что требует обязательной шлифовки (опять же каждой детали) перед нанесением лака. При этом, лучше не экономить и приобрести специальный материал, который снимет ворс, не испортив покрытие.

Соответственно, для нанесения лака также лучше применить краскопульт. После нанесения первого слоя лака, также нужна промежуточная шлифовка, лишь после этого можно наносить финишный слой.

И последнее. Необходимо крайне аккуратно подойти к выбору лака для покрытия восстановленных стульев. Сейчас под красивыми наклейками зачастую продается такое, что и лаком назвать нельзя. Я пользуюсь итальянскими тиксотропными лаками, цена на которые хоть и «кусается», но зато они несравненно лучше ложатся на старые поверхности, имеют отличную адгезию и не склонны к образованию подтёков, что исключает повторные перешлифовки и перекрашивания, по сравнению с более дешевыми аналогами.

Ну и вот что получилось после восстановления:

Источник

Adblock
detector