Меню

Для чего молодоженов водят вокруг стола



Свадебные приметы — 3 (проводы жениха и невесты, свадебный кортеж, регистрация брака, венчание)

Приметы на проводы жениха и невесты

Провожая жениха из родительского дома, необходимо выполнить следующие обрядовые действия.

Поставьте в центре комнаты стол, накройте его совершенно новой скатертью, положите на стол целую буханку хлеба, поставьте рядом ведро или хотя бы банку с водой и небольшую солонку, зажгите громничную (сретенскую) свечу. Сначала благословите сына домашней иконой, затем заручитесь поддержкой своих предков. Для этого отец связывает руки сына рушником и трижды по часовой стрелке обводит его вокруг стола, вслед за ними идет мать с домашней иконой и громничной свечой. Затем отец и мать становятся перед порогом (с внутренней стороны жилища), берут в руки свадебный рушник, заворачивают в его концы по буханке непочатого хлеба, образуют из него арку и просят сына пройти под ней, не затронув головой, т.е. поклонившись порогу — месту древнего захоронения предков. При этом икону оставляют дома, а громничную свечу сват должен взять с собой в дорогу как один из надежных оберегов.

Провожая невесту, ее родители также должны выполнить соответствующие обрядовые действия.

Отец опоясывает свою дочь специальным свадебным рушником, трижды обводит ее вокруг стола по часовой стрелке, подводит к порогу и передает в руки жениха. Затем в доме невесты повторяется тот же обряд, что и в доме жениха. Отец с матерью создают перед порогом арку из рушника, предварительно завернув в его концы две буханки круглого по форме хлеба. При этом мать должна стоять слева от входа, а отец справа. Теперь уже оба молодых проходят под аркой и кланяются порогу. В этот момент родители просят присутствующих в комнате: «Люди добрые, благословите молодых», и гости трижды произносят: «Бог благословит!».

Приметы, связанные со свадебным кортежем

Жених садится в первую машину, невеста — во вторую (она идет замуж, т.е. вслед за мужем).

Лучше всего украсить первую машину свадебного кортежа парой больших металлических колец, закрепленных на общей подставке, внутри которых будут либо рюмки, символизирующие собой полную чару семейного счастья, либо маленькие колокольчики, звон которых отгоняет нечистую силу.

Избегайте экстравагантных современных украшений, например, таких, как резиновая (неживая) кукла (это впоследствии может стать причиной рождения у молодоженов неживого первенца) или пара лебедей, якобы символизирующих собой лебединую верность между молодыми. Когда машины свадебного кортежа будут двигаться с большой скоростью, эти «лебеди» разлетятся в разные стороны, вот так по жизни пройдут и новобрачные, отворачиваясь друг от друга.

Как только дружины жениха и невесты рассядутся по машинам, отец и мать молодой выходят из дома и трижды по часовой стрелке обходят вокруг всего свадебного кортежа. Отецдержит в руках домашнюю икону, мать обсыпает кортеж зерном жита, что символизирует «замыкание» всех участников обряда в символический круг, который по всему ходу дальнейшего движения не должен разрываться ни при каких обстоятельствах, например, на перекрестке городских улиц, при выезде на главные магистрали города.

Запомните: статус свадебного кортежа целиком и полностью приравнивается к статусу похоронной процессии, поэтому всегда и везде найдите возможность уступить ему дорогу. Если посторонний человек, вклинивается в структуру свадебного кортежа, то тем самым нарушает его целостность, провоцируя скорое появление в жизни молодой пары чужого человека.

Подъезжать к дому невесты, к ЗАГСу, к храму и месту проведения самой свадьбы кортеж с молодыми должен только по направлению движения солнца (по часовой стрелке).

Маршрут свадебного кортежа должен совершаться по кругу и закончиться, откуда он и начался — в родительском доме невесты, даже если празднование будет проходить в столовой, кафе или ресторане.

Приметы на регистрацию брака

Если у кого-то из молодых нет отца или матери, то перед регистрацией брака необходимо навестить кладбище, чтобы «заручиться» поддержкой и благословлением обоих родителей.

В день свадьбы невеста перед церковью раздает деньги бедным. Надо знать, что этим она избавляется от своих несчастий, которые обрушиваются на тех, кто взял эти деньги.

Родители и жениха, и невесты не должны присутствовать в ЗАГСе во время регистрации брака и в храме во время венчания. Замкнув в круг свадебный кортеж, они тем самым не имеют права разорвать его, чтобы сесть в одну из машин. Да и ритуального смысла их присутствия в храме тоже нет. Много лет тому назад их детей принесли в храм крестные родители. С тех пор во всех обрядовых ситуациях, включая и свадьбу, рядом с ними должны находиться именно крестные родители. А задача родных отца и матери — благословить молодых в новый жизненный путь и встретить их у порога своего дома после венчания.

Читайте также:  Как можно оформить узкую прихожую

Если жена не переходит на фамилию своего мужа, она остается беззащитной в энергетическом плане, что порой приводит к ухудшению ее здоровья.

Во время регистрации брака молодые должны стоять на специальном рушнике, который по завершении обряда свидетели забирают с собой. Нельзя сходить с рушника (с символической дороги), даже для того, чтобы расписаться в журнале регистрации. Есть очень простой выход из этой ситуации: к столу подходят свидетели молодых, берут журнал, подносят его молодым и предлагают им расписаться. В этом случае соблюден этикет светского обряда и не нарушена святая заповедь древней традиции.

Жених должен переносить молодую на руках через мост, если тот окажется на пути свадебного кортежа, а также через порог родного дома.

Приметы на венчание

Перед тем, как молодые поедут к венцу, надо положить под порог замок, а как они переступят порог, замок закрыть ключом, ключ забросить подальше, а замок хранить – молодые будут жить хорошо.

Если жених с невестой перед венчанием дадут клятву в будущей верности друг другу над колодцем, брак их будет нерушим, а любовь вечной.

К венцу невеста должна ехать одной дорогой, от венца – другой.

Во время венчания венцы обязательно должны быть надеты на голову венчающихся, несмотря на то, что они тяжелые. Если венец для облегчения не будет надет на голову, то такой брак в народе считался недействительным, незаконным и являлся дурным предзнаменованием.

Кто из супругов при венчании наденет другому кольцо до самого основания пальца, тот и будет в доме править.

Упавшее при обручении кольцо означает распад семьи или смерть одного из супругов.

Если во время венчания свечи молодых сильно трещат, жизнь у них будет очень неспокойной.

Чья свеча во время обряда венчания сгорит больше, тот из молодых проживет короткий век.

Молодые не должны никому отдавать рушник, на котором они стояли в ЗАГСе во время регистрации брака или венчались в храме. Этот рушник символизирует жизненную дорогу новобрачных, поэтому его нужно хранить дома всю жизнь.

Молодые обязательно должны сделать ритуальный подарок храму за совершение таинства венчания. Традиционно таким подарком было льняное полотенце, в которое заворачивали буханку свежеиспеченного хлеба.

Венчальные свечи хранят всю жизнь. Они помогают при трудных родах.

Источник

Какими обрядами соединяли невесту и жениха?

Какими обрядами соединяли невесту и жениха?

Обряд соединения – важное событие на свадьбе. Жених и невеста связывают воедино свои жизни, становятся супругами. Фактически, это домашнее бракосочетание жениха и невесты, сохранившееся с дохристианских времён как у русских, так и у других славян.

В народе ритуалы соединения называли «своды» и «сведение».

Этнография знает несколько вариантов обрядов соединения.

Связывание новобрачных

На пиру часто проводили связывание рук новобрачных рушником. Обычно соединяли левую руку жениха и правую руку невесты, затем заматывали рушником или платком и завязывали узел.

Это древний, исполненный глубокого смысла ритуал. Проводил его почитаемый обществом человек, либо старший и уважаемый мужчина из рода жениха. Часто это был представитель «посаженной четы». Иногда просили священника.

Другой вариант: мать связывала руки новобрачных рушником, а сваха развязывала и опоясывала им себя (брала себе в подарок).

Способ, бытовавший в западных губерниях России: жениха и невесту, стоявших лицом друг к другу, заматывали рушником от шеи до ног. В Рязанской и Тамбовской губерниях их связывали кушаком (широким поясом). В некоторых деревнях Поозерья (граница Смоленской области) жениха и невесту связывали платком, причём говорили, что чем длинней платок, тем длинней будет супружеская жизнь.

Обычно во время связывания одним рушником пара стояла ногами на другом рушнике (подножнике).

В некоторых деревнях Калужской области сваха связывала молодых рушником по поясу, пока они сидели за столом, и развязывала, как только они собирались выйти из-за стола.

В этнографии известны случаи, когда дружко связывал рушником ноги новобрачных, после того как они легли на брачное ложе. В Олонецкой губернии ноги новобрачных в постели связывали рыбацкой сетью25.

Читайте также:  Как передвинуть высокий шкаф

Обряды с волосами, головами новобрачных и т. п.

В Калужской и Курской губерниях на пиру девушка снимала ленту со свадебного пирога «Рощи» и ею обвязывала головы молодым.

В Калужской губернии бытовал и другой вариант: после венчания мать соединяла головы новобрачных (т. е. заставляла их прислониться друг к другу), разламывала над ними хлеб и давала поцеловать по половине каждому из них.

Вариант другого региона (Кокшеньга, Русский Север): после того, как свёкор снимал фату с невесты, она с женихом склоняли друг к другу головы, и свёкор обводил трижды посолонь фатой вокруг них. Затем клал фату в шапку новобрачного.

На западнорусской свадьбе (обычно уже после удачного сватовства) мать невесты связывала жениха и невесту за шеи.

В некоторых регионах сваха три раза обводила «громничной»26 свечой посолонь вокруг головы жениха, потом – невесты, брала от них несколько волосинок, скручивала их в пучок и поджигала данной свечой.

Также к данному виду обрядов может относиться рассмотренный ранее обычай накрывать головы жениху и невесте одним плащом на двоих.

Обвод вокруг стола

Этот обряд проводился во время застолья в доме невесты, после посада, либо в доме жениха, на свадебном пиру.

Уважаемый обществом человек соединял руки парня и девушки (как правило, правую – невесты и левую – жениха), три раза обводил вокруг стола и сажал на почётное место. Верили, что, пройдя этот путь, молодожёны теперь всю жизнь будут идти вместе.

Здесь стол с большим караваем и малыми круглыми хлебами мог означать небесное пространство, а также Ось Мира – в любом случае, святое место. На этот счёт есть несколько пословиц: «Хлеб на стол – так и стол престол», «В доме стол – Божий престол», «Стол – ладонь Бога». Получается, молодую пару представляют Богу, а обводя вокруг мировой оси, включают в состав мира. Сравним: с такой же целью на крестинном обеде повитуха обносит новорожденного вокруг стола.

Обвод новобрачных вокруг стола обычно совмещался со связыванием их рук рушником: их вели, держа за рушник.

Обвод вокруг дерева

Похожий обряд могли проводить не в доме, а на природе: молодую пару обводили вокруг дерева. Известны случаи, когда выбирали дуб (русские Воронежской и Витебской губернии, казаки) или берёзу (казаки). Это могла быть ива (как в былине о Дунае), которую в народе называли «ракита». Отсюда и пошла поговорка «обручается, вокруг ракитного куста венчается». Второе народное название ивы – верба (оно относится к большинству видов ив).

Этот древний обряд соединения отсылает нас к той далёкой эпохе, когда природа воспринималась как храм, поэтому возле деревьев проводились жизненно важные обряды. Верба, как и некоторые другие деревья, почиталась как образ Мирового древа, например, это видно в севернорусских свадебных песнях: «На горе высокой… Выросла верба золотая… Посередке золотой вербы… Пречистая Божья Матерь Богородица».

Что касается других деревьев, известны слова из предания о Степане Разине: «Свадьбы вокруг берёзы водите, как велят старинные обычаи».

Дерево во многих культурах было образом семьи испокон веков и по сей день, вспомните хотя бы обычай изображения генеалогического древа. В песнях, чествующих новобрачных, дерево выступает символом брака27.

Есть аналоги этого обряда, когда новобрачных обводят вокруг колодца и когда они объезжают озеро.

Каждый из этих способов, будь то обряд связывания или обвод, считался достаточным для соединения пары, но, как правило, совмещали сразу несколько. На большинстве известных в этнографии свадеб прослеживаются хотя бы два типа обрядов.

Перед проведением любого обряда соединения тот, кто его проводит, сначала кланялся на все четыре стороны, затем испрашивал благословления у родителей новобрачных.

Обычно ведущий обряда говорил такие слова: «Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу до белой головы, до седой бороды» или «Кузьма-Демьян, приди к нам на помощь! Сыграй нам свадьбу крепкую, нескучную, неразлучную!».

Такие зачины обряда часто исполнялись около печного столба.

Во время самого обряда проводящий его человек тихо проговаривал заговоры. Например, девушка, обвязывая молодых лентой, взятой от пирога «Рощи», говорила: «Как роща стояла – не расходилась, так чтобы молодые не расходились».

Во время совершения обряда, либо после его завершения, гости пели песню о соединении молодых. Например, с такими строками: «Золото с золотом свивалося, жемчуг с жемчугом сокаталися, да Федор с Оксеньей сходилися, за единый стол становилися».

Читайте также:  Что значит если стул со слизью

В момент завязывания узла часто говорили: «Не вяжется узел, но вяжется слово».

В завершение обряда молодых обычно осыпали хмелем и зерном.

Обряды соединения являются важными в структуре русской народной свадьбы. На протяжении всей истории Руси после них юношу и девушку начинают воспринимать как взрослых мужчину и женщину, как супружескую пару. После соединения на пиру свадьба перестаёт быть печальной, наступает пора весёлых песен и величания молодых.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Интерлюдия (1): Какими цветами встречали оккупантов

Интерлюдия (1): Какими цветами встречали оккупантов Существует ложь настолько дикая, настолько не вяжущаяся с реальностью, что на нее и возразить что-то сложно. Попробуй докажи, что ты не верблюд! – принеси справку, результаты медицинской и психологической экспертизы,

Глава шестьдесят вторая О ТОМ, КАКИМИ СЛОВАМИ БЕТАНКУР И ГАДИФЕР ОБМЕНИВАЛИСЬ ДРУГ С ДРУГОМ

Глава шестьдесят вторая О ТОМ, КАКИМИ СЛОВАМИ БЕТАНКУР И ГАДИФЕР ОБМЕНИВАЛИСЬ ДРУГ С ДРУГОМ После того как монсеньор де Бетанкур начал строить этот форт, а мессир Гадифер уже возвел крепость в другом месте376, они стали обмениваться посланиями, оскорбительными и для того,

Начало сборов жениха

Начало сборов жениха Свадебным утром жениха сначала умывали водой, в которую клали серебряную монету. Делала это мать, крёстная или сваха. Затем давали обереги – причём зачастую они были аналогичными для жениха и

Одевание жениха

Одевание жениха Одевать жениха могла мать, но чаще это поручали дяде по материнской линии.Сначала нужно было двумя руками взять все предметы наряда, трижды встряхнуть его, им обвести посолонь трижды вокруг головы жениха, произнося слова заговора, каждый раз сплёвывая в

Зачем на свадьбе невесту водили за руку?

Зачем на свадьбе невесту водили за руку? До того момента, пока новобрачных не объявят мужем и женой, согласно обычаю, невеста не должна передвигаться самостоятельно – её ведёт за руку сначала кто-нибудь из подруг или родственников-мужчин (обычно отец или брат), а потом –

Инициации жениха

Инициации жениха «Замуж выйти иль жениться – нужно заново родиться», «Женишься – переменишься» – гласят народные пословицы.Следы инициации жениха на свадьбе проявляются не так ярко, как невесты, но они есть. Она проходит на свадьбе несколько инициаций, а жених, как

«Олимпиада в Москве — первая, которая проводится в социалистической стране. Какие специфические проблемы выявились при ее организации? С какими проблемами, по сравнению с прошлыми Играми, не пришлось сталкиваться организаторам Московской Олимпиады?»

«Олимпиада в Москве — первая, которая проводится в социалистической стране. Какие специфические проблемы выявились при ее организации? С какими проблемами, по сравнению с прошлыми Играми, не пришлось сталкиваться организаторам Московской Олимпиады?» — Одной из

Несравнимо ни с какими кошмарами

Несравнимо ни с какими кошмарами Почти первые, кто воспользовался плодами нанотехнологии, были, конечно, военные.Тому, кто ухитрится проникнуть в архисекретные армейские лаборатории, уже сегодня покажут действующие электронные приборы размером в 10 нм. И вообще, вся

В КАКОЕ ВРЕМЯ ДЕЛАЮТСЯ СЛАВЯНЕ ИЗВЕСТНЫ ПО ИСТОРИИ, ГДЕ, КОГДА И КАКИМИ ДЕЯНИЯМИ ОНИ СЕБЯ ПРОСЛАВИЛИ ДО РАССЕЛЕНИЯ СВОЕГО И КАКОЕ ИХ БЫЛО РАССЕЛЕНИЕ

В КАКОЕ ВРЕМЯ ДЕЛАЮТСЯ СЛАВЯНЕ ИЗВЕСТНЫ ПО ИСТОРИИ, ГДЕ, КОГДА И КАКИМИ ДЕЯНИЯМИ ОНИ СЕБЯ ПРОСЛАВИЛИ ДО РАССЕЛЕНИЯ СВОЕГО И КАКОЕ ИХ БЫЛО РАССЕЛЕНИЕ Трудно и почти невозможно отдернуть темный непроницаемый занавес истории первоначального происхождения славян.

В КОСТЮМЕ ЖЕНИХА

В КОСТЮМЕ ЖЕНИХА Свадьба: в центре внимания — жених и невеста. Сперва о женихе, разумеется, в первую очередь о том, как он одет. И сегодня во всем мире, да и у нас в стране на сельских свадьбах можно увидеть жениха и невесту в нарядных национальных костюмах. Приветствуя

О том, какими были первый булавинский дом и булавинские соседи

О том, какими были первый булавинский дом и булавинские соседи Дом был очень старый, может, построенный еще до Первой мировой войны (на чердаке было много снарядных ящиков 1914-го года с надписью «Шрапнель» через «ять»), а может быть, и вовсе постройки конца XIX века.Самый

Источник

Adblock
detector